Кризис креатива. Нужны ли Екатеринбургу свежие идеи?

11:00, 13 Апрель 2015
brain.jpg
Слишком доступно! Нет потребности! Мы его переросли! Дизайнер, архитектор и рекламист рассказали ЕТВ, почему в Екатеринбурге стало меньше новых яркий идей. И объяснили, что креатив к нам вернется.
В 90-е Россию захлестнул поток новой информации, новых форм, идей и тем. Качество этой волны было неоднородным: встречались такие проявления свободного творчества, которые закономерно заполняли существующий вакуум, о других же сейчас неловко даже вспомнить. Однако, несмотря на высокий уровень трэша в информационном пространстве, то время навсегда запомнилось многим как период наибольшего творческого подъема в стране. Последовавший за этим этап начала 2000-х вымел чрезмерный неадекват и подарил самым успешным и креативным россиянам уверенность в завтрашнем дне.
«Стабильность» набирала обороты, пока не привела к сегодняшней ситуации, в которой один запрет в самовыражении следует за другим, и творцы во всех отраслях вынуждены прибегать к самоцензуре, чтобы не вызвать на себя гнев каких-либо властных структур. Что касается креатива во всех проявлениях, то его в Екатеринбурге видно все меньше. После недавнего появления на проспекте Ленина инсталляции в виде голубых глаз, в которые превратились уличные фонари, многие деятели искусства начали говорить о смерти креатива в Екатеринбурге. В студии ЕТВ тему обсуждали арт-продюсер Евгений Фатеев, скульптор Константин Грюнберг и сооснователь галереи уличного искусства «Свитер» Степан Тропин.
Может быть, жители Екатеринбурга просто привыкли к креативу и не замечают его проявлений? Или в городе действительно повывелись люди, генерирующие новые идеи? ЕТВ решил спросить об этом дизайнера, архитектора и рекламиста, ведь именно внешний вид людей, современная архитектура и реклама вызывают больше всего пересудов у простых обывателей.
Ни одного стильного человека!
По мнению модельера Татьяны Колпаковой, выделиться с помощью внешнего вида в Екатеринбурге сейчас сложнее, чем раньше. К услугам екатеринбуржцев —  множество дизайнеров и качественного масс-маркета, так что подобрать оригинальную одежду при желании очень просто. Кроме того, у уральцев со временем пропала настойчивая потребность в том, чтобы отличаться, которая была более заметна во времена железного занавеса“. «Это доступно каждому, поэтому не интересно, — говорит Татьяна Колпакова. — Конечно, если вы дизайнер и хотите продемонстрировать свой неповторимый стиль, или подросток, который утверждается и борется с комплексами, — вы можете спорить с модой, а не двигаться в ее течении».
«В последнее время в Екатеринбурге появляются люди, которые выглядеть креативно, и это радует. Встречаются и такие, которыми может вдохновиться дизайнер или художник. А в 1985 году, когда я впервые приехала в Свердловск из Москвы, я прошлась по проспекту Ленина и не встретила ни одного стильного человека. Это была настоящая катастрофа! В то время у меня были модные ботинки из стриженой выдры, пальто в пол с широкими карманами, желтый шарф… И вся остановка вслух обсуждала мой внешний вид! Конечно, мне это надоело, пришлось одеваться скромнее. Сейчас никто не реагирует на необычный внешний вид, и это безумно радует. Люди стали больше путешествовать, бывать за границей. Появилась молодежь, чей облик радует»

— Татьяна Колпакова

undefined

Дизайнер отмечает: в Советском союзе  каждый модник был преисполнен чувства собственной важности, теперь же выглядеть интересно для некоторых — в порядке вещей. Татьяне Колпаковой в последнее время яркие образы чаще попадаются на улицах, чем на подиумах Екатеринбурга. «Уральские модельеры не стремятся создать свое, они лишь воссоздают популярные идеи, и их заимствования заметны. Думаю, скоро их ждет жестокое разочарование, их продукция не будет востребована. Среди обычных же людей, напротив, можно чаще наблюдать креативные решения“, — говорит эксперт.
Снести Эйфелеву башню
Архитектор Эдуард Кубенский считает, что в Екатеринбурге сейчас мало востребованы свежие идеи. Во-первых, сами архитекторы заняты больше ежедневной рутиной и зарабатыванием денег, чем творчеством. Во-вторых, нет спроса со стороны заказчиков, которые, как правило, просто продают квадратные метры.
«Из необычных проектов в Екатеринбурге я могу назвать, разве что, " Клевер парк" на ул. Ткачей (его строило британское бюро)  — хотя это и не мировое ноу-хау, для нашего города это свежая нотка. Тот же заказчик, компания " Уралбалдинг" , построила зал вылетов " Кольцово" , аналогов которому нет нигде. Все это произошло на 90% по воле заказчика. К сожалению, такие случаи редки. На территории мукомольного завода можно было бы построить нечто совершенно новое, тем более что средства заказчика это позволяют. Но сейчас там хотят возвести " очередной квартал Академического" . Это очень сухое решение, пока его вернули на доработку, но уже понятно, что ничего интересного там не будет»

— Эдуард Кубенский

undefined

По мнению архитектора, жители Екатеринбурга с большой вероятностью реагировали бы на необычные здания негативно. Дело в том, что люди по природе консервативны, и в своем городе они ценят привычную обстановку, которую создает, в том числе, визуальная среда. Впрочем, и Эйфелеву башню когда-то требовали снести возмущенные французы, а теперь без нее нельзя представить себе Париж. Другая ситуация в Лондоне: обитатели британской столицы поначалу негативно реагировали на небоскребы, которые начали строить в большом количестве. Но теперь общественное мнение сменило вектор, и многие лондонцы рады появлению новой застройки: ведь современные здания более комфортны, чем старые, а британцы склонны во всем предпочитать новые технологии.
«Прорывы у Екатеринбурга в природе. Вспомнить хоть тот же конструктивизм! Конечно, сейчас Городок Чекистов — это уже часть " каменной деревни" , а когда-то он был чем-то очень свежим. Людям здесь всегда приходило в голову что-то новое. Для нас характерна текучесть архитектуры: старые здания меняются, их достраивают, обновляют. В Екатеринбурге есть зерно, которое могло бы сделать его первым по архитектуре городом в мире»

— Эдуард Кубенский

Реклама без эмоций
Во времена расцвета рекламного креатива в России были востребованы не рациональные, а эмоциональные, популистские посылы к аудитории, отмечает член Гильдии маркетологов Сергей Балакирев. В эпоху возникновения потребительского рынка «голодные советские дети» пытались наверстать то, что им недодали, поэтому реклама изобиловала свежими идеями. В то же время в Европе люди уже расценивали показное потребление как моветон: и до сих пор европейцы предпочитают покупать подержанные авто, потому что это практично. Дикостью им покажется смета пятого айфона на шестой, как только вышла новая модель.
«Россияне зачастую делают покупки напоказ. Это норма на " голодных" рынках. Но теперь эмоциональные призывы, такие как " Бери от жизни все! " , уходят в прошлое. Люди покупают то, что им действительно нужно, этим они хотят показать: " я разумный человек" . Кроме того, раньше рекламщикам приходилось создавать потребность во многих товарах. Например, некогда все спокойно обходились без сотовых телефонов, а теперь забытый дома мобильный вызывает панику. Культуру потребления создавали через эмоции, сейчас этот этап миновал»

— Сергей Балакирев

undefined

Как отмечает Сергей Балакирев, сейчас на первый план в продвижении товаров выходит маркетинг и его прагматичные предложения, самым простым из которых является привлекательная цена. Впрочем, говорить о том, что времена рекламного креатива прошли навсегда, нельзя: эксперт уверен, что рациональное потребление эволюционирует, и в него скоро вернутся свежие идеи.
Креатив появляется там, где он действительно нужен
О том, от чего зависит уровень креатива в дизайне, рассказал ЕТВ гость Екатеринбурга президент Союза Дизайнеров России Юрий Назаров:
«В нашей стране дизайн — кровь от крови и плоть от плоти экономики. Пока она базируется на углеводородах, ей дизайн не нужен. К сожалению, креатив не распространяется вирусным способом, его нельзя впрыснуть“: он появляется только там, где действительно нужен. Вот понадобился он к Олимпиаде в Сочи — в этом проекте был праздник дизайна и архитектуры. То же произошло во время Универсиады в Казани, в 2013 году. Теперь нас ждет Чемпионат мира по футболу»

— Юрий Назаров

О том, какое место в России занимают дизайнеры из Екатеринбурга, какие отрасли промышленного дизайна более других расположены к креативу, вернутся ли в страну профессионалы-перебежчики — об этом и многом другом рассказал Юрия Назаров. Смотрите интервью с экспертом на ЕТВ:

Комментарии
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
События
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
Писатель, который получил премию «Большая книга» — о неуверенном в себе герое «Зимней дороги», разрушительном маятнике российского общественного мнения и роли Екатеринбурга в жизни страны и его собственной судьбе.
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
События
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
Герои фильма «Любовь без правил» не стесняются в средствах для достижения благой цели. О своей новой картине известный российский режиссер рассказал ЕТВ.
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Городские истории
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Сотрудники МЧС каждый день выручают других из беды, а между тем сами находятся в ситуации постоянного стресса. Мизерная зарплата, нехватка оборудования и другие причины, которые привели спасателя из Екатеринбурга к самоубийству.
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
События
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
Свердловский клуб лихорадит. На зимние каникулы клуб ушел, занимая «скользкую» 13 позицию, пережив подозрения в «договорняке» с «Тереком», смену тренера, невзрачную игру «звезды» Павлюченко. Подводим итоги первой части сезона.
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Развлечения
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Очередная афиша переполнена фильмами и музыкой, так что устраивайтесь поудобнее, берите календарь и начинайте планировать увлекательные выходные.
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Квартиры на 2,5 комнаты, потолки высотой в 3,4 метра, встроенная баня и подвалы для дров, вид на ипподром и стена-холодильник: Дом Энергетиков на улице Московской послужил городу мостом для перехода от конструктивизма к классицизму.
От заката до Рассветной. Страшный суд на ЕТВ
Городские истории
От заката до Рассветной. Страшный суд на ЕТВ
Сегодня речь пойдет о новых домах на краю ЖБИ. Хорошо ли живется в двух шагах от Каменных палаток и шумного карьера? Почему так долго добираться до такого близкого центра? О плюсах и минусах своего района нам рассказали местные жители.
Мэрский вид спорта. Куда побежал зимний Екатеринбург?
События
Мэрский вид спорта. Куда побежал зимний Екатеринбург?
Не успев остановиться с лета, Екатеринбург спортивный побежал зимой: атлеты в легких куртках подрезают облаченных в пуховики и шубы прохожих. Почему бегать по снегу не только модно, но и полезно — объясняет марафонец Эрик Хасанов.
Бизнес-2000 vs Бизнес-2010: как на Урале деловой климат теплеет
Городские истории
Бизнес-2000 vs Бизнес-2010: как на Урале деловой климат теплеет
Лови волну. Надейся только на себя. Оставайся невидимым для государства. Такими были заповеди предпринимателей, открывавших свое дело 15 лет назад. Изменились времена, изменились и ценности. Руку на пульсе уральского бизнеса подержал ЕТВ.