Фабрика-кухня Баухауза: танцует Уралмаш

14:00, 30 Январь 2015
5h_wyqc9oqk.jpg
Серьезную заявку сделала Екатеринбургская академия современного искусства, попытавшись перевести архитектурное направление на язык танца. Смог ли немецкий хореограф понять немецких зодчих? Что такое уралмашевская идентичность?
В последние годы Екатеринбург применяет стратегию дерева: чтобы расти и сохранять устойчивость, город укрепляет свои корни, иными словами — свою историю. Пожалуй, основным трендом сейчас стал Конструктивизм: возможно, из-за своей почти-уникальности (кроме Екатеринбурга этот стиль мало где встречается), а может быть — потому что здания начала-середины XX века сохранились несравненно лучше старинных домиков XVIII—XIX вв.
Так или иначе, Городок Чекистов, гостиница «Исеть» и другие «конструктивные» здания — у всех на устах. С них щепетильно сдирают рекламу, про них снимают кино, пишут в зарубежных журналах: в русле регионального туризма, надежду на который лелеют свердловские власти, этот архитектурный пласт стал настоящим подарком.

Попытка самоидентификации. Современное искусство на Уралмаше
И в то же время в Екатеринбурге разворачивается другая история: район Уралмаш — бывшее «гетто», бывшая окраина — вдруг стал солидной частью городской истории, из «шантрапы» выбрался в люди. Пожалуй, первый шаг к созданию уралмашевской легенды сделали PODELNIKI и их Архитектурные лаборатории Белой Башни, запустившие «на раёне» лекции, выставки, театральные перформансы, проникнутые (или претендующие на это) духом места.
Что представляет собой Уралмаш в массовом сознании? В молодежном российском фильме десятилетней давности так звали одного из второстепенных героев, тупицу-телохранителя. Что еще мы знаем об этом «спальнике»? Мощный советский завод, мафия, Северное кладбище… Адепты современного искусства нашли трендовый символ Уралмаша, и им оказался Баухауз.
       Справка:
       Bauhaus - высшая школа строительства и художественного конструирования, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 года. Ее название (в переводе — просто «дом строительства») дало имя целому направлению, выделившемуся в особую ветвь конструктивизма. Выпускники учебного заведения несли его заветы в жизнь. Основной ценностью для них были не показная эстетика, не классические образцы, а функциональность строения, четкость линий в сочетании с высоким художественным вкусом архитектора. В современной России Баухауз встречается западнее Екатеринбурга только в Перми.

" Обратный отсчет" : немецкий хореограф погрузил уральских студентов в историю
На Уралмаше есть несколько зданий, построенных выходцем из немецкой школы. Архитектор Бела Шефлер родился в Польше, учился в Германии и работал в Советском Союзе, построив, в частности, гостиницу «Мадрид», заводскую фабрику-кухню (ныне «Старый ДК Уралмаш») и ряд других зданий. И творения, и судьба мастера, расстрелянного из-за подозрения в шпионаже, заслуживают особого внимания и отдельного текста. Пока же ограничусь тем замечанием, что творения Шефлера во многом определяют и внешний облик, и дух Уралмаша. Отчасти, именно их немецкая четкость и лаконизм не дали району превратиться в обычный «спальник» в девяностые и сохранить «лицо».
История Фабрики-кухни до недавнего времени была весьма трагична: старый ДК разрушался и ветшал, а пару лет назад его часть практически уничтожил пожар. И все же недавно произошло два позитивных для этого образца Баухауза события: во-первых, здесь разместилась Екатеринбургская академия современного искусства, во-вторых, недавно объект получил охранный статус как памятник архитектуры. Прямым следствием этих улыбок судьбы стал танцевальный перформанс, который вчера прошел в стенах здания.

Действо под названием «Баухауз: пластическая трансформация» подготовил немецкий хореограф Ларс Райншмидт. Этот 20-летний молодой человек родился в Германии, затем учился балету в Калифорнии и в Дрездене. Несмотря на свой юный возраст, танцовщик активно занимается преподаванием, ездит с мастер-классами по России, и вот — добрался до Екатеринбурга, куда он прибыл с ассистенткой Вибке Бикхардт. Здесь он выбрал несколько студентов ЕАСИ и всего за пару недель поставил с ними танц-спектакль на пронемецкую тему.
Как можно станцевать архитектуру? Судя по перформансу, хореограф так и не смог решить для себя этот вопрос. Прекрасные пластические номера, которые открывали и закрывали действо, заслуживают всяческих похвал, однако происходившее в середине вызвало лишь изумление публики, состоявшей, в основном, из студентов той же Академии. Условное театральное действие с использованием портретов архитекторов, рисунков Кандинского и других «ссылок на заявленную тему», было довольно беспомощным, а вернее даже, излишним. Студенты, которым дали задание «записывать» на представлении, переглядывались и шепотом спрашивали друг у друга, что происходит. Они ждали, что хотя бы в конце кто-нибудь смилостивится и выйдет на середину зала, чтобы «все объяснить», но этого не случилось.

Рецепт приготовления перформанса был прост и логичен: сидящая в Фабрике-кухне Академия приглашает немецкого хореографа, чтобы переосмыслить Баухауз, вдохнуть в него новую жизнь, сделать ближе публике вместе с Уралмашем как явлением культуры. Однако получился просто хороший данс-спектакль, к которому «за уши» притянули актуальную тему.
На первый взгляд, затея провалилась. Но если смотреть глубже, мастер-класс Ларса Райншмидта не состоялся бы, культурный обмен бы не произошел, тема не всплыла бы в интернетах, если бы не Конструктивизм и государственная поддержка, которой он пользуется (проект инициировал и финансировали ЕАСИ и Goethe-Institut — институт имени Гете). А значит, задача выполнена, и еще один шаг к построению уралмашевской идентичности — сделан.

Ekburg.TV выражает благодарность за фото Анне Журавлевой
Комментарии
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Развлечения
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Очередная афиша переполнена фильмами и музыкой, так что устраивайтесь поудобнее, берите календарь и начинайте планировать увлекательные выходные.
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Квартиры на 2,5 комнаты, потолки высотой в 3,4 метра, встроенная баня и подвалы для дров, вид на ипподром и стена-холодильник: Дом Энергетиков на улице Московской послужил городу мостом для перехода от конструктивизма к классицизму.
Бизнес-2000 vs Бизнес-2010: как на Урале деловой климат теплеет
Городские истории
Бизнес-2000 vs Бизнес-2010: как на Урале деловой климат теплеет
Лови волну. Надейся только на себя. Оставайся невидимым для государства. Такими были заповеди предпринимателей, открывавших свое дело 15 лет назад. Изменились времена, изменились и ценности. Руку на пульсе уральского бизнеса подержал ЕТВ.
Площадь эволюции. Последний жилой комбинат Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Последний жилой комбинат Свердловска
Здание на улице Шейнкмана, известное как «Еврейский дом», таит в себе много удивительного. Неизвестно еще, что необычней — лифты на двух пассажиров и спрятанный детский сад? Или здешние особенные жильцы?
«Дагестанцы умеют Родину любить». Уральский рукопашник — о патриотизме
Городские истории
«Дагестанцы умеют Родину любить». Уральский рукопашник — о патриотизме
Наставник юных уральских спецназовцев, инструктор лагеря, где преподаватели закрыли собой детей от выстрелов, в большом интервью рассказывает ЕТВ о том, как воспитать из современных подростков настоящих, а не декоративных патриотов.
Площадь эволюции. Городок уральских генералов
Городские истории
Площадь эволюции. Городок уральских генералов
Новая серия «Площади эволюции» посвящена Городку Военведов — комплексу домов на углу Куйбышева и Луначарского. В обители военной номенклатуры сошлись сразу несколько архитектурных стилей — от авангарда до классицизма.
Детсадовский пироман терроризирует веранды Екатеринбурга
Происшествия
Детсадовский пироман терроризирует веранды Екатеринбурга
Уже несколько детских садов города пострадали от поджогов. Неизвестный злодей (или злодеи) предает огню веранды по всему городу. ЕТВ прошелся по следам огнелюба-детоненавистника.
Измеряем добро в кошельках. ЕТВ проверил уральцев на отзывчивость
Городские истории
Измеряем добро в кошельках. ЕТВ проверил уральцев на отзывчивость
30 кошельков, 3 района Екатеринбурга и 1 выдуманная личность. ЕТВ ввел жителей города в искушение и проверил, много ли доброты и сочувствия сохранили уральцы в кризисные времена.
Великая тьма уралмашевская
События
Великая тьма уралмашевская
Частная история одного энергокризиса. Журналист Ая Шафран вместе с тысячами других жителей района невольно провела «День земли» без света и гаджетов.