Харам* знаний. Помешает ли уральским школьникам хиджаб?

11:23, 11 Март 2015
punk_muslim_girl_20323_1271287186_80.jpg
За долгие годы бурных дискуссий вокруг школьной одежды сторонники и противники стандартной формы поломали немало копий, но так и не пришли к консенсусу. Тем временем на той же почве назревает новый конфликт — на сей раз с участием религиозн
Верховный суд России вновь напомнил представителям православного и исламского духовенства о принципах светскости школьного образования. Прецедент создали власти Мордовии, которые 1 сентября 2014 года законодательно закрепили запрет на ношение религиозных головных уборов в учебных учреждениях. Мусульмане Мордовии подали апелляционную жалобу с просьбой признать запрет незаконным, однако жалоба осталась без удовлетворения. 11 февраля Верховный суд подтвердил законность постановления, и теперь школьникам из религиозных семей придется выбирать между традицией и учебой.
Представители духовенства усматривают в новом законе угрозу национальной идентичности и духовной культуре. По мнению заявителей жалобы, запрет на ношение религиозной одежды и атрибутики в школах нарушает конституционное право на свободу вероисповедания и ставит под сомнение право на всеобщее доступное образование. Несмотря на обширный резонанс этого дела, непреложным остается один факт: Россия по-прежнему является светским государством, в котором религия не влияет на решения властей, а школа была и останется светской, несмотря на отсутствие прямого запрета на ношение платков в законе об образовании.
«Закон об образовании гласит, что учебные заведения вправе сами устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе — к ее общему виду, цвету и фасону. То есть, теоретически они могут запретить ученикам носить определенную одежду, в том числе хиджабы, платки и прочие элементы " религиозного культа" . Оскорбляют ли эти запреты чувства верующих, сказать сложно. Летом 2013 года были приняты поправки в статью 148 УК РФ — так называемый закон об оскорблении чувств верующих“, предусматривающий уголовную ответственность за дела вроде Pussy Riot“. Но эти поправки сформулированы настолько расплывчато, что однозначно сказать, что именно посчитает подобным оскорблением тот или иной суд невозможно. Тем не менее, закон напрямую не запрещает носить религиозную одежду, что вполне логично: принцип светского образования в школах касается только образовательных стандартов и программ. Во всяком случае, пока это так, и я надеюсь, что в дальнейшем ситуация не изменится»

— Артем Путинцев, юрист.

По другую сторону баррикад остаются приверженцы традиционного православного и мусульманского облачения, которые усматривают в новых инициативах дискриминацию по религиозному признаку.
«Ношение платка приветствуется для девочек из православных семей, хотя и не является обязательным. К сожалению, трудно бороться с неприятием православного облачения в школьном коллективе»

— Отец Владимир (Зайцев)

undefined

Справедливости ради стоит отметить, что закон «о защите чувств верующих» предусматривает уголовное наказание за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, а также незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Однако он никоим образом не касается повседневной жизни граждан и не нарушает их право на свободное вероисповедание. Унификация касается только учебных заведений. Однако этот факт больше устраивает сторонников светского образования, нежели самих верующих. Были случаи, когда девочки из православных семей сами снимали платки сразу при входе в школу, потому что религиозный головной убор ухудшал их отношения с одноклассниками, провоцировал травлю.
Не значит ли это, что школы требуют светского внешнего облика учащихся только для того, чтобы избежать возможных конфликтов на почве разного вероисповедания детей? «Мы — светское государство, и наша школа — светская, поэтому хождение в хиджабах недопустимо, — утверждает министр образования РФ Дмитрий Ливанов в своем интервью радиостанции Эхо Москвы“. — Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены».
undefined

С министром согласен учитель русского языка и литературы одной из старейших школ Екатеринбурга, пожелавший остаться неназванным: «Обычная школа — это светское заведение, что предполагает деловой стиль одежды или школьную форму. Если ношение соответствующей атрибутики является принципиально важным, родители могут отдать своего ребенка в общеобразовательную колу с религиозным уклоном. Религиозная атрибутика в обычной светской школе будет мешать учебному процессу. Во-первых, не стоит ждать от других детей толерантности. Даже если учитель проведет большую работу, отношение детей к подобным вопросам формируется в основном в семье. Во-вторых, такие предметы одежды, как хиджаб или платок, могут мешать самому ребенку во время занятий и отвлекать одноклассников от учебного процесса».
Религиозные школы есть и в Екатеринбурге. Так, осенью 2014 года открыла двери для новых учеников частная православная гимназия. Для еврейских семей, в которых родители считают, что дети должны соблюдать шабат, существует гимназия «Ор-Авнер» — здесь не учатся по субботам.
«Хиджабы и платки — помеха для учителей и учеников. Школа должна не только обучить, она также помогает развить коммуникативные навыки, межличностные связи. Необычная одежда приковывает взгляды людей и в школе может повлечь за собой проблемы в отношениях между учениками. В таких ситуациях зачастую господствует стереотип, непринятие инаковости, и ребенок в религиозной одежде может стать белой вороной“ в коллективе. Отказ от религиозной атрибутики в детских коллективах помогает нормализовать взаимоотношения. На мой взгляд, стирание религиозных различий — это неплохая попытка сгладить разность социального статуса детей, их конфессиональной принадлежности, хотя конечно они используют и другие способы подчеркнуть свое положение в группе»

— Дарья Григорьева, детский психолог, филиал Детство“ СОКПБ 1

Конфликт, развернувшийся вокруг школьного «дресс-кода», во многом напоминает попытку превратить сугубо педагогические проблемы в политические. Средняя школа, по справедливому мнению многих представителей правительства и образования, была и останется в первую очередь светским заведением, и ее главной задачей должно стать просвещение и воспитание в среде межкультурных коммуникаций. Образование должно находиться вне политики и религии, и институт школы не может быть принесен ей в жертву. Иного мнения придерживаются представители этнорелигиозных конфессий, которые требуют разрешить ношение хиджаба и другой традиционной одежды в любое время и в любом месте. Об этом пишет издание ISlamdag:
«Каждый из нас виноват в том, что вопрос ношения женского мусульманского головного убора достиг такой остроты. Мы не ставим под сомнение светский характер российской школы. По законам РФ светские и религиозные ценности равны. Поэтому запрет на хиджаб вносит противоречие между Конституцией и запретом религиозной символики в светских школах»

— Альбир-хазрат Крганов, муфтий Москвы

Стоит ли воспринимать требования религиозных деятелей как угрозу плюралистическому светскому образованию? Одно можно сказать точно — именно школьный микросоциум становится для ребенка образцом социальных отношений в окружающем мире. А здесь говорить о том, что баланс между всеобщим равенством и уважением к семейным устоям достигнут, безусловно, преждевременно.
------------------
Харам — в шариате запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной. (Википедия)
undefined

Комментарии
На Урале митинг против «Платона» собрал больше полиции, чем водителей
Общество
На Урале митинг против «Платона» собрал больше полиции, чем водителей
Требовать отмены системы дорожных сборов, тахографов и роспуска правительства на окраину Екатеринбурга приехали всего около полусотни дальнобойщиков.
Репетиция подземного потопа. ЕТВ инспектирует подземные ливневки
Общество
Репетиция подземного потопа. ЕТВ инспектирует подземные ливневки
Если верить исследователям подземных артерий города, этой весной подземные реки Екатеринбурга могут выйти из берегов.
Кто топит за карьер? Судьба «Старой линзы» в руках властей и бизнеса
Общество
Кто топит за карьер? Судьба «Старой линзы» в руках властей и бизнеса
Любимая площадка для фотосессий, шашлыков и просто хороший объект для маршрута выходного дня под Екатеринбургом превращается в новый водоем.
Вот это новость! Главное за неделю — в одной картинке
Общество
Вот это новость! Главное за неделю — в одной картинке
По традиции в конце рабочей недели мы подготовили для вас краткий дайджест главных событий Среднего Урала, который можно и читать, и смотреть.
Подводные огороды. Свердловская область готовится к «Большой воде»
Общество
Подводные огороды. Свердловская область готовится к «Большой воде»
Губернатор Куйвашев обещает затопленные города, десятки миллионов рублей идут на ремонт дамб, МЧС предупреждает и советует лезть на крыши. Репетиция всемирного потопа в предапокалиптическом материале ЕТВ.