Фабрика-кухня Баухауза: танцует Уралмаш

14:00, 30 Январь 2015
5h_wyqc9oqk.jpg
Серьезную заявку сделала Екатеринбургская академия современного искусства, попытавшись перевести архитектурное направление на язык танца. Смог ли немецкий хореограф понять немецких зодчих? Что такое уралмашевская идентичность?
В последние годы Екатеринбург применяет стратегию дерева: чтобы расти и сохранять устойчивость, город укрепляет свои корни, иными словами — свою историю. Пожалуй, основным трендом сейчас стал Конструктивизм: возможно, из-за своей почти-уникальности (кроме Екатеринбурга этот стиль мало где встречается), а может быть — потому что здания начала-середины XX века сохранились несравненно лучше старинных домиков XVIII—XIX вв.
Так или иначе, Городок Чекистов, гостиница «Исеть» и другие «конструктивные» здания — у всех на устах. С них щепетильно сдирают рекламу, про них снимают кино, пишут в зарубежных журналах: в русле регионального туризма, надежду на который лелеют свердловские власти, этот архитектурный пласт стал настоящим подарком.

Попытка самоидентификации. Современное искусство на Уралмаше
И в то же время в Екатеринбурге разворачивается другая история: район Уралмаш — бывшее «гетто», бывшая окраина — вдруг стал солидной частью городской истории, из «шантрапы» выбрался в люди. Пожалуй, первый шаг к созданию уралмашевской легенды сделали PODELNIKI и их Архитектурные лаборатории Белой Башни, запустившие «на раёне» лекции, выставки, театральные перформансы, проникнутые (или претендующие на это) духом места.
Что представляет собой Уралмаш в массовом сознании? В молодежном российском фильме десятилетней давности так звали одного из второстепенных героев, тупицу-телохранителя. Что еще мы знаем об этом «спальнике»? Мощный советский завод, мафия, Северное кладбище… Адепты современного искусства нашли трендовый символ Уралмаша, и им оказался Баухауз.
       Справка:
       Bauhaus - высшая школа строительства и художественного конструирования, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 года. Ее название (в переводе — просто «дом строительства») дало имя целому направлению, выделившемуся в особую ветвь конструктивизма. Выпускники учебного заведения несли его заветы в жизнь. Основной ценностью для них были не показная эстетика, не классические образцы, а функциональность строения, четкость линий в сочетании с высоким художественным вкусом архитектора. В современной России Баухауз встречается западнее Екатеринбурга только в Перми.

" Обратный отсчет" : немецкий хореограф погрузил уральских студентов в историю
На Уралмаше есть несколько зданий, построенных выходцем из немецкой школы. Архитектор Бела Шефлер родился в Польше, учился в Германии и работал в Советском Союзе, построив, в частности, гостиницу «Мадрид», заводскую фабрику-кухню (ныне «Старый ДК Уралмаш») и ряд других зданий. И творения, и судьба мастера, расстрелянного из-за подозрения в шпионаже, заслуживают особого внимания и отдельного текста. Пока же ограничусь тем замечанием, что творения Шефлера во многом определяют и внешний облик, и дух Уралмаша. Отчасти, именно их немецкая четкость и лаконизм не дали району превратиться в обычный «спальник» в девяностые и сохранить «лицо».
История Фабрики-кухни до недавнего времени была весьма трагична: старый ДК разрушался и ветшал, а пару лет назад его часть практически уничтожил пожар. И все же недавно произошло два позитивных для этого образца Баухауза события: во-первых, здесь разместилась Екатеринбургская академия современного искусства, во-вторых, недавно объект получил охранный статус как памятник архитектуры. Прямым следствием этих улыбок судьбы стал танцевальный перформанс, который вчера прошел в стенах здания.

Действо под названием «Баухауз: пластическая трансформация» подготовил немецкий хореограф Ларс Райншмидт. Этот 20-летний молодой человек родился в Германии, затем учился балету в Калифорнии и в Дрездене. Несмотря на свой юный возраст, танцовщик активно занимается преподаванием, ездит с мастер-классами по России, и вот — добрался до Екатеринбурга, куда он прибыл с ассистенткой Вибке Бикхардт. Здесь он выбрал несколько студентов ЕАСИ и всего за пару недель поставил с ними танц-спектакль на пронемецкую тему.
Как можно станцевать архитектуру? Судя по перформансу, хореограф так и не смог решить для себя этот вопрос. Прекрасные пластические номера, которые открывали и закрывали действо, заслуживают всяческих похвал, однако происходившее в середине вызвало лишь изумление публики, состоявшей, в основном, из студентов той же Академии. Условное театральное действие с использованием портретов архитекторов, рисунков Кандинского и других «ссылок на заявленную тему», было довольно беспомощным, а вернее даже, излишним. Студенты, которым дали задание «записывать» на представлении, переглядывались и шепотом спрашивали друг у друга, что происходит. Они ждали, что хотя бы в конце кто-нибудь смилостивится и выйдет на середину зала, чтобы «все объяснить», но этого не случилось.

Рецепт приготовления перформанса был прост и логичен: сидящая в Фабрике-кухне Академия приглашает немецкого хореографа, чтобы переосмыслить Баухауз, вдохнуть в него новую жизнь, сделать ближе публике вместе с Уралмашем как явлением культуры. Однако получился просто хороший данс-спектакль, к которому «за уши» притянули актуальную тему.
На первый взгляд, затея провалилась. Но если смотреть глубже, мастер-класс Ларса Райншмидта не состоялся бы, культурный обмен бы не произошел, тема не всплыла бы в интернетах, если бы не Конструктивизм и государственная поддержка, которой он пользуется (проект инициировал и финансировали ЕАСИ и Goethe-Institut — институт имени Гете). А значит, задача выполнена, и еще один шаг к построению уралмашевской идентичности — сделан.

Ekburg.TV выражает благодарность за фото Анне Журавлевой
Комментарии
Долина, чудная долина. Особенности экономической зоны
Общество
Долина, чудная долина. Особенности экономической зоны
Про «Титановую долину» пишут либо в восторженно-рекламных, либо в скандально-трагичных тонах. Истина, как ей и положено, размещается посредине. ЕТВ решил взглянуть на ОЭЗ своими глазами.
Вот это новость! О главных событиях Екатеринбурга — одной картинкой
Общество
Вот это новость! О главных событиях Екатеринбурга — одной картинкой
Если всю неделю у вас не было времени, чтобы почитать главные новости любимого города, ЕТВ не даст вам уйти на выходной с серьезным информационным пробелом.
На ВИЗе собирают деньги на пресвятой долгострой
Общество
На ВИЗе собирают деньги на пресвятой долгострой
Для восстановления древнего собора и памятника архитектуры требуется порядка 180 миллионов рублей. Собор Успения пресвятой Богородицы на ВИЗе имеет куда более насыщенную историю, чем многие титульные храмы Екатеринбурга.