Металл-облом: кому на Урале играть запрещают

16:59, 28 Октябрь 2014
12_2_1.jpg
Для гастролей зарубежных рок-звезд в Екатеринбурге грядут тяжелые времена. Последние события показывают, что концерт любой группы в любом городе России может быть отменен с помощью административных рычагов. В таких условиях прокатчики могут
Текущий год уже заставил российских поклонников зарубежной тяжелой музыки выпить немало валидола и валерьянки. В марте из столицы Среднего Урала в кратчайшие сроки были депортированы польские дэт-металлисты Behemoth, которых представители УФМС задержали в гримерке за час до концерта по причине неправильно оформленных виз. В течение лета тревожные настроения подогревались новостями из других городов: в Москве из-за провокаций были отменены два выступления Marilyn Manson, в Нижнем Новгороде по техническим причинам был отменен концерт группы Slayer, известной обширным использованием в творчестве мотивов истории Третьего Рейха и биографий знаменитых маньяков.
Момент истины настал осенью, когда в Tele-Club должны были состояться концерты американских дэтстеров Cannibal Corpse и английских блэк-металлистов Cradle of Filth, которые тоже не были замечены в излишней богобоязненности и поборничестве общественной морали. Американцы до Свердловской области добрались с трудом: в Уфе их концерт отменили полностью, в Челябинске по решению прокуратуры им разрешили выступать со списком песен, официально утвержденных филологической экспертизой. Концерты в обеих столицах, стоявшие в расписании тура после Екатеринбурга, также были отменены. Cradle of Filth в Екатеринбурге тоже повезло, зато не повезло в следующем городе — Новосибирске.
undefined

Екатеринбург стал для флоридских дэтстеров уголком свободы: в остальных городах российского тура им было предписано либо согласовать плейлист с прокуратурой, либо освободить помещение
Официальных причин массированной отмены концертов тяжмет-групп в России называется великое множество. Среди них проблемы с визами, протесты «православных активистов», технические неполадки, антинаркотические рейды, ложные звонки о минировании концертных залов, потасовки с провокаторами, бесчисленные сигналы в прокуратуру о недопустимости концертов, «демонстрирующих упадок нравственности». Неофициальных версий происходящего куда меньше. По сути, всего две: стремление церковников и примкнувших к ним чиновников представить зарубежных металлистов врагами душевного здоровья нации и передел прокатного рынка. Гастрольный бизнес внезапно стал прибыльным, и, по словам его представителей, в нем сейчас расцветают рейдерство и коррупция. В том числе и с привлечением административных ресурсов. Впрочем, об этом говорят, как правило, тихо и в кулуарах.
«Перед концертом Behemoth никаких православных или псевдоправославных активистов я не видел, видел только полицию и УФМС. Мне кажется, все это некая ширма для того, чтобы создать ощущение, что мы в кольце врагов и страшные группы в страшных масках едут развращать народ»

— Семен Гальперин, продюсер Tele-Club

Для Екатеринбурга укрепляющийся тренд на отмену концертов под какими угодно предлогами вдвойне обиден: сюда интересные и не траченные молью группы начали охотно приезжать совсем недавно.
«Десять лет назад к нам заморские артисты приезжали раз или два за год, и все бежали посмотреть на это чудо. Сейчас выбор огромен, в городе действует несколько площадок, но все эти отмены концертов пугают и зрителей, и тех, кто устраивает концерты, и самих музыкантов. Мы теряем имидж привлекательной площадки для зарубежного шоу-бизнеса»

— Сергей Юхно, редактор сайта «Уралрок»

По сути, включать в российские туры какие-то города помимо Москвы и Питера звезды мировой тяжелой сцены начали всего 3-4 года назад. Хотя в Москве зарубежный тяжмет бушует еще с конца 80-х, когда в Лужниках прошел легендарный тур Monsters of Rock с участием таких групп, как Motley Crue, Ozzy Osbourne, Cinderella и Scorpions.
undefined

В 1991 г. концерт групп Pantera, Metallica, AC/DC, E.S.T. и Black Crowes, прошедший на московском аэродроме Тушино через месяц после развала СССР, собрал полмиллиона человек
Правда, обитатели метал-олимпа, такие как Metallica или Motorhead, до Свердловской области еще не добрались, но группы вроде Cannibal Corpse — это одна из предпоследних ступенек на пути к ним. Об этом можно судить хотя бы по вниманию, которое их творчеству оказывают представители церкви.
«Чтобы серьезно протестовать против этого, надо в этом, к сожалению, разбираться. Про Cannibal Corpse я узнал только после звонка с Ekburg.TV, когда концерт уже состоялся. Только поэтому пришлось искать их в интернете. Я посмотрел один из роликов, все понял. Но это же врагу не пожелаешь — лезть в их тексты, наполнять голову грязью. Тут все однозначно — это вредно, разрушительно, я не понимаю, почему они могут петь у нас. Надо мониторить подобные концерты, разбираться в этих группах. В случае с Cannibal Corpse у нас произошла недоработка»

— Игумен Вениамин, председатель отдела по взаимоотношению церкви и общества Екатеринбургской епархии

К слову, Cannibal Corpse в 1993 г. преспокойно пели в Москве про лицо, разбитое молотком, а российские военные по-английски признавались в любви к флоридским мясникам.
Семен Гальперин замечает: возлагая на чиновников ответственность за запрет или разрешение концертов той или иной группы по формальным признакам, власти лишают население права самостоятельно выбирать, что хорошо, а что плохо.
«Когда готовился концерт Cannibal Corpse, мы попросили организатора провести официальную экспертизу текстов группы, чтобы исключить риск отмены концерта по признакам экстремизма в материале. Специалисты выдали заключение на трех страницах, что признаки экстремизма отсутствуют. У меня есть вопрос: мы сами, без официальных экспертиз, способны отделить в искусстве хорошее от плохого? Я думаю, что если в нас живет нравственный закон, как Кант говорил, мы и так понимаем, что убивать неправильно. Даже если мы не верим в бога»

— Семен Гальперин

Искусство должно предложить свой ответ на вопрос, как бороться со злом, формировать у аудитории соответствующие архетипы, парирует игумен Вениамин.
«Мы считаем, что сатану сатаной не изгнать, и от увеличения количества кишок, намотанных на бензопилу, добра в мире больше не становится. Человек формируется той обстановкой, в которой он находится, и нельзя отрицать, что на него воздействует искусство. Мы тогда должны вообще отрицать силу любого искусства. То есть, посыл такой, что если человек изначально плохой, нет смысла воспитывать в нем патриотизм, любовь к семье. Это не так. Если искусство не воздействует на человека, значит, это не искусство. Что за использование образа зомби-апокалипсиса в творчестве? Нам что, не хватает апокалипсиса на Украине, что мы должны еще моделировать его дополнительно?»

— игумен Вениамин

Коллаборацию Джима Керри и Cannibal Corpse в фильме «Эйс Вентура: розыск домашних животных» с полным правом можно назвать самым известным метал-камео за всю историю кинематографа
В то же время нельзя утверждать, что до сегодняшнего момента гастрольная деятельность зарубежных рокеров в России развивалась особенно гладко. Другая легенда мирового тяжмета, английская группа Napalm Death, еще в середине 90-х прославилась скандалом, в который были вовлечены их российские коллеги «Коррозия металла». Англичане, чьим основным творческим мотивом является пацифизм, на таллиннском фестивале Rock Summer — 1994 публично отказались общаться с «Коррозией металла» под предлогом того, что они пропагандируют нацизм. Эта конфронтация вылилась в серьезную потасовку между коллективами. В 2005 г. в крайне неприятную ситуацию в России попал американский коллектив Soulfly. Тогда в аэропорту Домодедово уссурийский депутат и глава ЧОП Валерий Кан, по словам лидера Soulfly Макса Кавалеры, приставал к его падчерице Роксане. Конфликт между депутатом и его телохранителями и группой привел к тому, что группа официально заявила о том, что больше никогда не будет выступать в России. Впрочем, вскоре они свое обещание нарушили, а уже в 2010 г. с успехом впервые выступили в Екатеринбурге.
undefined

Бразилия, где родился Макс Кавалера из Soulfly, не самая безопасная страна в мире, но нравы российских депутатов и бизнесменов шокировали даже видавшего виды музыканта
Правда, во все предыдущие годы срывы концертов по неэкономическим причинам были случаями единичными, каждый со своей историей. Даже когда в 2013 г. в России отменили концерты панков Bloodhound Gang, а потом завели на них дело за то, что их басист во время выступления в Одессе надругался над флагом России, причины происходящего были прозрачны и, в общем-то, понятны. Сейчас же прокатчики сталкиваются с тем, что отмена концертов становится систематической, при этом четких правил, как ее избежать, нет ни у кого.
«Я бы был гораздо спокойнее, если бы у меня был четкий список групп, которые нельзя возить. У нас каждый раз получается непонятная история: вот Мэрлин Мэнсон был десять раз в России, а потом раз, и два концерта его отменяют. Не из-за его экстремистских текстов, а из-за ложного звонка о минировании в одном случае и из-за проволочек муниципальных властей в другом»

— Семен Гальперин

Игумен Вениамин выступает против табуирования творчества тяжелых групп, но при этом критикует прокатный бизнес.
«Внешняя цензура всегда будет страдать субъективизмом. Кто-то всегда будет чем-то недоволен. Должна действовать внутренняя цензура. Группа, которая поет про зомби, честна — и пусть ее интересует тема, к которой обычные люди охладевают лет в 12. Непонятна позиция людей, которые их приглашают и из девиаций музыкантов делают деньги»

— игумен Вениамин

Пока же прокатчики, общественники и чиновники пытаются в классической композиции «лебедь, рак и щука» наставить воз гастрольной деятельности на путь истинный, от постоянных отмен страдают зрители.
«Представьте ситуацию глазами пришедших на концерт людей, которые ждали эту группу, копили деньги, подменялись на работе, ехали издалека, а им говорят, что все отменяется. Какие чувства они испытывают? Радость, любовь? Вряд ли. Им не объясняют причин отмены, они додумывают их сами, валят все на православие, потому что в интернете прочитали, что концерт отменили из-за православных. В конфликт вовлекаются медиа, и напряженность растет. При этом фанаты саму группу любить не перестанут, а скандалами и разборками мы добьемся только того, что про эту группу узнает еще больше народу. Чего, на мой взгляд, и опасаются те, кто выступает против этих концертов»

— Сергей Юхно

Комментарии
Репетиция подземного потопа. ЕТВ инспектирует подземные ливневки
Общество
Репетиция подземного потопа. ЕТВ инспектирует подземные ливневки
Если верить исследователям подземных артерий города, этой весной подземные реки Екатеринбурга могут выйти из берегов.
Кто топит за карьер? Судьба «Старой линзы» в руках властей и бизнеса
Общество
Кто топит за карьер? Судьба «Старой линзы» в руках властей и бизнеса
Любимая площадка для фотосессий, шашлыков и просто хороший объект для маршрута выходного дня под Екатеринбургом превращается в новый водоем.
Вот это новость! Главное за неделю — в одной картинке
Общество
Вот это новость! Главное за неделю — в одной картинке
По традиции в конце рабочей недели мы подготовили для вас краткий дайджест главных событий Среднего Урала, который можно и читать, и смотреть.
«Страсти Христовы» в опере. В Екатеринбурге стартует культурный проект «Греческие пассионы»
Подводные огороды. Свердловская область готовится к «Большой воде»
Общество
Подводные огороды. Свердловская область готовится к «Большой воде»
Губернатор Куйвашев обещает затопленные города, десятки миллионов рублей идут на ремонт дамб, МЧС предупреждает и советует лезть на крыши. Репетиция всемирного потопа в предапокалиптическом материале ЕТВ.
Музыка на ЕТВ
Сечень
Сечень
От Александры Аксеновы
Дело в бумажке. ЕТВ узнал причины заточения юной беременной цыганки
Общество
Дело в бумажке. ЕТВ узнал причины заточения юной беременной цыганки
В день, когда должен был состояться первый суд по делу цыганских Ромео и Джульетты, рассказываем историю влюбленных ребят с новыми подробностями.
Вот это новость! Повестка Урала — в одной картинке
Общество
Вот это новость! Повестка Урала — в одной картинке
Не следили за новостями славного города Е и желаете восполнить информационный пробел? Мы уложили все важное и интересное за эту неделю в одну картинку. Осторожно! Внутри свежая и злободневная иллюстрация от Саши Панциря.