Лого города Е: между малахитовым медведем и пермскими ужасами

22:32, 18 Сентябрь 2014
lebedev2.jpg
Екатеринбург возмущен пришествием очередных «варягов»: на сей раз дизайнера Артемия Лебедева, который вроде бы согласен разрабатывать для города логотип и в целом участвовать в брендировании уральского мегаполиса. Екатеринбургское дизайнерс
Этим летом Лебедев приезжал в Екатеринбург, где встретился с мэром Евгением Ройзманом. В итоге дизайнер предложил мэрии поработать над логотипом уральской столицы и брендом города в целом. Почему-то только спустя два месяца на это отреагировали представители шести дизайнерских компаний Екатеринбурга. Они разродились странным и довольно пафосным открытым письмом, в котором назвали предложение Лебедева «трескучим пиаром» и припомнили ему его работу с властями Перми. Для соседнего города, напомню, студия Лебедева придумала красную букву П в качестве логотипа и занималась оформлением остановок общественного транспорта.
В эфире ЕТВ представители екатеринбургских дизайнерских студий более подробно пояснили, что именно возмущает их в пока чисто теоретической возможности того, что Лебедев будет заниматься созданием бренда Екатеринбурга. По словам креативного директора РА «Свои люди» Андрея Меньшикова, беда в том, что екатеринбуржцев никто не спрашивает о том, каким они хотят видеть логотип Екатеринбурга. «Меня не спросили, что-то навязали, мне это не нравится»,  — предположил в эфире программы «Сумма мнений» Меньшиков возможный ход мысли недовольного екатеринбуржца.
Коллега Меньшикова, арт-директор другой студии Андрей Колоколов уверен в том, что любой навязанный сверху логотип горожанам не понравится — даже если он будет «самым шикарным». В целом дизайнеры уверены, что логотипом и — шире — брендированием города не должен и не может заниматься человек со стороны, который не погружен в местную среду и культурный и прочий контекст Екатеринбурга. Кроме того, местные эксперты в области дизайна и брендирования предлагают обратиться за советом к жителям Екатеринбурга. Они уверены, что такие вопросы нельзя решать без учета мнения горожан. Съемочная группа ЕТВ сделала уличный опрос, в котором прохожие поделились своим мнением насчет того, что могло бы стать символом Екатеринбурга. Ответы впечатляют: медведь, «что-то, связанное с камнем», малахит, лось (! ) и почему-то дракон. Один из участников опроса и вовсе предложил в качестве «бренда» пробку, грязь и «чтобы кто-то это все выметал».
Подозреваю, конечно, что выборка ЕТВ не совсем репрезентативна, но думаю, что далеко не все могут предложить в качестве бренда Екатеринбурга что-то кроме лубка с медведем. Скорее всего, при слове «Урал» и «Екатеринбург» большинство неместных вспомнит в лучшем случае историю с убийством царской семьи (за которую почему-то до сих пор людям предлагают покаяться). В худшем — все того же мишку, который наверняка в глухой уральской деревне под названием Свердловск по улицам ходит. Ну, может хозяйку Медной горы еще. Откуда у екатеринбургских неравнодушных дизайнеров такое стремление непременно учитывать мнение горожан? Первая мысль, которая возникает, глядя на это: люди злятся, что дизайнеру со стороны готовы заплатить миллионы за логотип, а им никто этого не предлагает. Впрочем, здравое зерно в их рассуждениях тоже есть.

«Бренд города не разрабатывают дизайнеры. Нужна платформа, на основе которой будет создаваться бренд. Студия Лебедева — это не брендинговая компания, это чисто графика и визуализация»

— Андрей Меньшиков

В обсуждении сотрудничества с Лебедевым неизбежно всплывают тема Перми и попытки сделать там около четырех лет назад «культурную революцию». Тогда на всю страну стали известны красные человечки, выставки галериста Гельмана и огромная красная буква П, которую как раз и придумал Лебедев.
В действительности роль Лебедева в тех событиях была минимальной, рассказал мне причастный к новациям в городе П москвич Иван Давыдов (вместе с пермяками он делал в городе неплохой журнал «Соль», который, увы, закончился с закрытием проекта революции). Студия Лебедева разработала для Перми только логотип и дизайн остановок. Плюс сам Лебедев некоторое время работал директором пермского Центра развития дизайна. С этим у него ничего не получилось.
«Чиркунов (в то время губернатор Пермского края — прим. ЕТВ) как-то спросил, почему Лебедев на этом посту ничего не делает, и заменил его каким-то пермяком»,  — говорит Давыдов.
Центр, к слову, заглох едва ли не раньше всех остальных проектов культурной революции — виноват ли в том Лебедев или «какой-то пермяк», сейчас уже не очень понятно.
Буква П, впрочем, стала вполне удачным решением, и, как бы ни ругали ее пермяки, все-таки прижилась. Привыкли и к уличным скульптурам и даже, наверное, полюбили их. А ведь все это было «насажено сверху». И, при всем уважении и даже некоторой любви к пермякам, я не думаю, что если бы их спросили о том, какие арт-объекты надо ставить на улицах города, они бы предложили что-то разумнее опостылевшего этого медведя. Вы видели когда-нибудь новогодний ледовый городок на главной площади Перми? Там этих зверей с балалайками и чуть ли не в ушанках и ватниках — каждая третья скульптура.
Но вернемся к екатеринбургской истории. Дизайнеры, выступавшие в эфире ЕТВ, в один момент начали путаться в показаниях. То они предлагали как можно активнее привлекать горожан к вопросу брендирования города, то вдруг начали рассуждать о том, что, вообще-то, такими вопросами должны решать власти Екатеринбурга. Или хотя бы проявлять инициативу в этом.
Так вот они и проявляют — устраивают встречу мэра Ройзмана с дизайнером Лебедевым. Но нет, екатеринбуржцы недовольны. И, возможно, не будут довольны никогда. В таких вопросах нереально сложно прийти к компромиссу. Приглашаете дизайнера со стороны? «Как можно, он же не наш, ничего о нас не знает. Вы нас просто не представляете». Устраиваете конкурс среди талантливых самородков-дизайнеров из числа горожан? «Ну они же непрофессионалы, нельзя доверить им облик нашего города!» Приглашаете местных дизайнеров? «Провинция и село какое-то, чё, денег на нормальных специалистов нет»? К тому же, люди боятся нового и не одобряют его. Да и нужен ли им вообще какой-то логотип? Если дойдет до дела, я уверена, раздадутся голоса «да вы лучше детский сад постройте, чем тратьте деньги на картинки».
У меня, кстати, тоже вопрос. А зачем вообще Екатеринбургу логотип? Он будет делать с ним что? Та же Пермь пыталась комплексно продвигаться — в качестве культурной столицы. У Екатеринбурга же, кажется, никаких идей по поводу общего позиционирования как не было, так и нет. Возможно, стоит все-таки (если уж так хочется не отставать от соседа и извечного соперника Перми) подойти к вопросу более серьезно. А не просто приглашать в гости известного дизайнера, чтобы потом в СМИ вышли симпатичные фотографии Темы и мэра в синей олимпийке.

PS: Еще одну ремарку на тему «Тема против дизайнеров» опубликовал у себя на Facebook уральский политолог Александр Белоусов.

Смотрите «Сумму мнений» по теме на ЕТВ

Комментарии
Мальчик, который выжил. Что помогло Диме Пескову дождаться помощи?
Общество
Мальчик, который выжил. Что помогло Диме Пескову дождаться помощи?
ЕТВ спросил экспертов — врача, психолога и путешественника — о том, как четырехлетний мальчик смог прожить в одиночку четыре дня в лесу. Предположения и прогнозы экспертов в нашем материале.
«Найден. Жив». На Рефтинском водохранилище нашли Диму Пескова
Общество
«Найден. Жив». На Рефтинском водохранилище нашли Диму Пескова
Четырехлетний мальчик находится в тяжелом состоянии.
Пубертатный протест. В Екатеринбурге тысячи юношей завидовали уточкам
Общество
Пубертатный протест. В Екатеринбурге тысячи юношей завидовали уточкам
Митинг сторонников Навального против коррупции в уральской столице собрал, вдохновил и позабавил от полутора до двух с половиной тысяч протестантов и около десятка полицейских.
Сверху страшнее. ЕТВ летает над парализованной улицей Репина
Сверху страшнее. ЕТВ летает над парализованной улицей Репина
Ищем пути объезда по улице, закрытие которой сегодня утром вызвало многокилометровые пробки. ЕТВ предлагает видео, которое поможет найти оптимальный маршрут или скоротать время по пути на работу и домой.