Кто здесь? История заселения Екатеринбурга, часть 2

11:37, 28 Март 2015
20219_600.jpg
Из первой части статьи читатели узнали, много ли в городе осталось «старых русских», велик ли шанс поскрести уральца и обнаружить татарина, а также — куда пропали со Среднего Урала немцы. ЕТВ продолжает вскрывать генетические коды мегаполис
Уральский Сион
В отличие от призрака «уральской Германии», исчезающего среди могил разоренного лютеранского кладбища и лесных лагерных захоронений, уральские евреи — это реальность, данная в ощущениях.
Евреи стартуют в Екатеринбурге одновременно с немцами. Известно, что протеже Никиты Демидова был вице-канцлер Петр Шафиров, сын крещеного еврея Шафира. В 1805 г. еврей, некто Гумпрехт, бывший фальшивомонетчик, числится управляющим цементной фабрикой под Екатеринбургом (и поступает на службу к немцу — Ивану Филипповичу Герману). Во время войны с Наполеоном евреев, заподозренных в шпионаже в пользу Франции, ссылают в Пермскую губернию. Со временем их становится так много, что император Александр I после путешествия по Уралу в 1824 г. издает указ, запрещающий евреям появляться на уральских заводах и в самом Екатеринбурге. На евреев велись облавы. Но затем Николай I в 1827 издает указ о введении воинской повинности для евреев, в результате чего в рекрутский набор попадают так называемые кантонисты — мальчики-подростки, отправляемые в специальные батальоны на 25 лет.
undefined

Институт кантонистов для евреев был отменен лишь в 1856 году. За 30 лет этой практики через Пермский батальон прошли тысячи евреев, часть которых была крещена и осталась жить на Урале. Многие из окрещеных продолжали практиковать иудаизм. В итоге к 1860-м все губернские города Урала обзавелись так называемыми солдатскими синагогами, а уездные — молельными домами и кладбищами.
В Екатеринбурге еврейское кладбище было основано в 1830-х гг. Ицхоком Лансбергом, а в 1852 г. в полицейских отчетах Екатеринбурга впервые упоминается еврейский молитвенный дом, совмещавший функции школы (хедер) и молельни (бейт-ха-тфила).
В 1867 году расселение евреев-солдат за «чертой оседлости» было легализовано. «Дембеля» занимались ремеслами, обзаводились семьями (невест для солдат привозили из «черты оседлости»), объединялись вокруг молелен.
Вторая волна еврейской миграции на Урал начинается в 1870-х, после либеральных реформ Александра II. Вновь прибывшие застали в Екатеринбурге уже сложившуюся еврейскую общину. Старожилы к тому времени были в значительной степени ассимилированы, пользовались русским вместо идиша, а религиозные установления соблюдали формально. В 1897 г. в городе согласно официальным данным проживало 305 евреев, но это число значительно занижено.
В конце XIX века происходит подъем еврейского национального сознания, а одновременно с этим — рост антисемитизма, подогреваемый политикой Александра III и Николая II. В Екатеринбурге в это время отмечено появление первых антисемитских памфлетов. В самой еврейской среде к этому времени существовало значительное имущественное и классовое расслоение. С одной стороны — видные купеческие фамилии города: Перетц, Анцелевич, Меклер, Поляков, Халамейзер, легендарные частнопрактикующие врачи Котелянский и Сяно. С другой — деклассированная еврейская беднота, деятельно участвовавшая в революционной борьбе. В октябре 1905 года случился первый и последний на Урале еврейский погром, в ходе которого в Екатеринбурге погибли… двое русских, попавшихся толпе под «горячую руку».
undefined

К. И. Филькович, «Погром». Открытка 1905 –1907 гг.
Наконец, третья волна миграции относится к периоду Первой мировой войны. Число еврейских беженцев в Екатеринбурге приближалось к тысяче.
После революции число евреев в Екатеринбурге стало быстро расти. В 1920 г. в городе только по официальным данным постоянно проживало 3 600 евреев (или 4% от населения города на тот момент), работали еврейские образовательные и культурные учреждения: школа 1-й ступени, профессиональная школа, детский сад, библиотека, рабочий клуб, отделение Еврейской секции ВКП (б).
В 1939 г. году в Свердловске насчитывалось около 8000 евреев (2%), а в 1959 г. — 16 000 (снова 2%). На начало 1960-х приходится пик абсолютной численности свердловских евреев. «Полукровок» же, не могущих считаться классическими евреями, в то время насчитывалось до 50 000 человек, т.е. не менее 5% от числа горожан. С конца 1960-х годов численность еврейского населения города стала медленно сокращаться, что связано с постепенной легализацией отъезда в Израиль. В 1979 г. евреев в Свердловске было 13 000, а в 1989 г. — только 11 000. В 1990-х этот процесс резко ускорился.
undefined

Русскоязычный плакат Министерства иммиграции и абсорбции Израиля, 1980 г.
Согласно сведениям переписи 2010 года, евреи заняли 9 место в десятке национальностей Екатеринбурга (между армянами и узбеками) с численностью 4 339 человек. В то же время горожан еврейского происхождения (по отцу-еврею) может быть в 3-5 раз больше. Степень еврейского присутствия в Екатеринбурге в несколько раз ниже, чем в таких городах как Харьков или Одесса, но все же это заметная часть городского населения, а в середине XX века даже и значительная.
Уральский рабочий
С начала индустриализации и до начала войны население Свердловска увеличилось в четыре раза — со 100 000 человек в 1925 году до более чем 400 000 человек в 1940-м. Город всасывал в себя население бывших крестьянских хозяйств. С 1930 года процесс резко ускорился «благодаря» коллективизации на селе. Откуда же ехали в Свердловск будущие рабочие? В основном с аграрного среднего Поволжья и Прикамья, спасаясь от голода и террора. Вятка и левобережье Волги практически опустели. Емкость Перми была заметно ниже свердловских и челябинских индустриальных гигантов, и те раскулаченные, которые не оказались в Казани, повалили за Урал огромной серой массой.
undefined

Юрий Кугач. Коллективизация. Выселение. Из серии " картины недавнего прошлого"
Именно их потомки и составляют от трети до половины городского населения, но называть это консорцией? Эти люди, находившиеся в состоянии перманентного цивилизационного шока, перестали быть даже русскими. Утрата всех корней и поверхностная урбанизация сознания, сопровождаемая пролетарской пропагандой, превратила их в «советских». Такими они в значительной степени остаются и по сей день. Уральский рабочий родом из XX века. Генетически же это потомок деревенских обитателей северо-восточной окраины европейской России, представляющих собой гремучую смесь славянских и финно-угорских племенных объединений с преобладанием последних.
Потомки эвакуантов
«И над бульварами линий
По-ленинградскому синий.
Вечер спустился опять.»

А. Городницкий, «Снег»
Во время Великой отечественной войны уральский регион стал одним из основных центров размещения эвакуированного населения. К весне 1942 года в Свердловской области было размещено 719 тыс. человек, из них 146,7 — в Екатеринбурге. Еще и к началу 1945 года на Урале оставалось почти четверть всех эвакуированных в стране — более 600 тыс. человек, причем на долю Свердловской и Челябинской областей приходилось больше половины от этого числа.
undefined

Юлия Сегаль. " Теплушка" . Рельеф, бронза. Музей вооруженных сил (Москва), 1977 г.
В отличие от других регионов, на Урале эвакуанты размещались в основном в городах. В индустриально развитой Свердловской области 77,7% эвакуированных были оставлены в городах. Несмотря на реэвакуацию после окончания войны, численность населения Свердловска выросла с 423 тыс. человек в 1940 году до 620 тыс. Свыше половины эвакуантов составляли беженцы из блокадного Ленинграда.
Екатеринбург в годы войны стал вторым домом для таких известных ленинградских предприятий как завод «Красный треугольник», завод «Электросила», завод «Электрик» и других. 40 000 ленинградцев числились рабочими Уралмашзавода. После окончания войны многие ленинградцы вернулись из эвакуации домой, однако часть из них остались жить и трудиться в Свердловске.
Потомки ленинградских беженцев могут составлять до 1/5 населения современного Екатеринбурга. Эвакуанты являются крупнейшей выделяемой городской консорцией, несмотря на то, что самих «блокадников» в Екатеринбурге по понятным причинам осталось не более 200 человек, которые, тем не менее, продолжают встречаться ежегодно в годовщину снятия блокады. Они, их дети и внуки — ядро данной консорции, хранители памяти о ее исторической судьбе.
Китайская дивизия
Китайцы появились на Урале еще до революции. Сперва это были одинокие торговые представители империи Цин. Затем в годы Первой мировой войны при Верх-Исетском заводе появился трущобный поселок Китайская горка. Там, на левом берегу Исети, размещались бараки, в которых жили наемные рабочие из Китая. Возможно, именно с тех пор китайцы в городе тяготеют к району ВИЗа.
В 1950-е годы, до размежевания КПСС и КПК, которое в итоге вылилось в советско-китайский военный конфликт на острове Даманский, в УПИ учились десятки китайских студентов. Они отличались особенным прилежанием, жили в общежитиях и старались не попадаться на глаза горожанам.
Все изменилось в середине 1990-х, когда отечественные «челноки» поехали в Китай. По маршрутам, проложенным в одну сторону, можно было передвигаться и в другую. Этим и воспользовались сотни, а затем и тысячи китайских мигрантов из наиболее экономически отсталых северо-западных и центральных районов КНР. В кварталах, примыкающих к крупнейшему вещевому рынку Екатеринбурга, возник неформальный «чайна-таун», упрятанный поначалу в обычные советские многоэтажки. Но со временем китайцы увеличили свой экономический потенциал и самостоятельно или через российских подрядчиков занялись «серым» строительством на землях, предназначенных для дачников. Результаты этой деятельности городская администрация едва успевает уничтожать по собственным исковым заявлениям в суды и жалобам горожан.
undefined

ТЦ " Пекин" в Екатеринбурге. Здесь почти нет вывесок на русском языке
Отмечается, что в 2010 году на миграционный учет в Екатеринбурге поставлено более 12 тысяч граждан Китая. Газета «АиФ» в одной из своих публикаций едко отмечает, что это число соответствует количеству солдат в мотострелковой дивизии. Однако действительное количество китайцев в Екатеринбурге, вероятно, приближается к 30 000. Остается открытым вопрос, где они все помещаются, ведь в отличие от гастарбайтеров из Средней Азии, которых можно встретить в любом районе города, китайцы тяготеют к компактному проживанию семейными общинами. А в центре города китайскую речь и вовсе можно услышать лишь по главным «коммунистическим» праздникам.
Украинские беженцы
Новейшая история постсоветского пространства создала в Екатеринбурге совершенно новую консорцию — беженцев с территории Украины. На март этого года в Свердловской области находится около 10 тыс. зарегистрированных «вынужденных переселенцев» с украинским гражданством. Украинцы, несмотря на определенные сложности в адаптации к новым условиям, чаще всего получают работу и снимают жилье, живут у родственников или в центрах временного проживания. Таким образом, общая численность украинцев на Среднем Урале за два последних года удвоилась и стремится к 30 000. Если эта тенденция продолжится, украинцы вытеснят татар на третье место в топ-10 национальностей Екатеринбурга. Правда будет ли к этому времени еще существовать украинская идентичность — вопрос открытый.
undefined

Украинские беженцы. Фото с сайта imenno.ru
Карты судьбы
По итогам всего вышесказанного можно составить нечто вроде грубой карты екатеринбургских консорций (ни в коем случае не претендующей на полноценное научное исследование) и заставить «молчаливое большинство» городского населения если не заговорить, то по крайней мере промычать нечто более-менее осмысленное. Итак, вот что у нас получилось:
от 500 000 до 750 000 — потомки раскулаченных крестьян и вольнонаемных рабочих из Волго-Уральского региона периода сталинской индустриализации 1925 — 1955 гг.
от 150 000 до 250 000 — потомки эвакуантов из Ленинградской области и других регионов СССР
до 50 000 — люди тюркского происхождения в основном с территории Челябинской области
до 30 000 — украинцы, из них до 10 000 беженцы (2013 — 2015 гг.)
до 30 000 — китайцы
до 25 000 — потомки русского старожильческого населения Екатеринбурга и его окрестностей
до 20 000 — люди еврейского происхождения
по 5 000 — евреи, армяне, узбеки, таджики, азербайджанцы, курды, марийцы, мордва
до 2 000 — немцы и другие люди европейского происхождения (поляки, сербы)
до 350 000 — другие (люди, переехавшие в город в последние 40 лет).
Комментарии
Что же тут криминального? Раскрываем карту Екатеринбурга
События
Что же тут криминального? Раскрываем карту Екатеринбурга
Места, где оставили след убийцы и разбойники, мы собрали на одной карте города Е.
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Развлечения
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Снова пятница на календаре, а это значит, что пришла пора планировать выходные с пользой и запасаться развлекательными планами на будущее. В очередном выпуске нашей афиши мы собрали мероприятия, которые, вероятно, придутся вам по душе.
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Городские истории
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Эти шлакоблочные дома, построенные для работников Турбинки буквально посреди леса, были обречены на снос. Пока жильцы не помешали кусочку советской истории кануть в Лету, взяв управление в свои руки.
Страшный суд ЕТВ. Изучаем новостройки Уктуса Левобережного
Городские истории
Страшный суд ЕТВ. Изучаем новостройки Уктуса Левобережного
Лес и пруд, свежий воздух и одновременная близость центра города — вот что заманило в этот район многих его обитателей. Переехав, они обнаружили и минусы. Как живется по ту сторону Исети, ЕТВ рассказали очевидцы.
Мороз по коже. Бросаемся в уральскую купель в поисках бикини
События
Мороз по коже. Бросаемся в уральскую купель в поисках бикини
Событие на грани моды, ЗОЖа и религии — крещенские купания. В ночь на 19 января тысячи екатеринбуржцев ломанулись в освященные купели. Вместе с ними в чудеса зимней моды окунулся ЕТВ.
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Городские истории
Мини-Мы. Как защититься от агрессии особых детей
Подросток с психическими отклонениями калечит собственную мать, кто виноват — врачи, сами родители или диагноз? Кто отвечает за поведение особых детей в обществе, разбирался ЕТВ.
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
События
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
Эскадроны смерти и тысячи убитых — вот что пишут о ситуации в Маниле крупные международные издания. Где кончается правда и начинается зловещая городская легенда? Рассказывает корреспондент ЕТВ в сериале «Записки Жени Лобанова».
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
События
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
Залитые в бетон банкоматы, компостеры в трамваях и ухоженные набережные: жительница Екатеринбурга рассказывает о новогодних каникулах, которые она провела в столице ДНР.
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Типовые сталинки, притаившиеся за Управлением дороги, — кусочек тихого центра, хранящего историю Свердловска. Когда-то здесь разводили кур и кроликов прямо в квартирах, нынешние жильцы готовятся к борьбе за существование своих домов.