Гуру Гурович. Российский дизайнер — о Екатеринбурге и его логотипе

09:00, 05 Июль 2015
img_5924.JPG
Галерея уличного искусства «Свитер»

Игорь Гурович рассуждает о российском дизайне.

Фото: Мария Захарова.
В уральскую столицу культовый российский художник-график и дизайнер прилетел всего на денечек: в субботу ему предстояло запихнуть в "шорты" лучшие логотипы Екатеринбурга. ЕТВ выловил Игоря Гуровича за час ДО и расспросил обо всем.
За Игорем Гуровичем мы заезжаем в отель в полдень. Прилетевший накануне вечером столичный гость выглядит бодрым и свежим. «Правда, холодновато»,  — отмечает дизайнер, оглядывая мрачноватую зелень на деревьях, скованных суровым малоснежным уральским летом.

С гуру плакатного дизайна, которому всего через пару часов предстоит вершить судьбу многострадального конкурса логотипов Екатеринбурга, мы едем в галерею уличного искусства «Свитер». «А я там ни разу не был, пойду хоть познакомлюсь с уличным искусством. В тепле»,  — отмечает гость.
улица Пушкина, Екатеринбург
улица Пушкина, Екатеринбург

Дизайнер обращает внимание на адресные таблички: «Олдскульные, такие даже в Питере сложно найти»,  — замечает Гурович.

Последний раз член Российской академии графического дизайна был на Среднем Урале около двух лет назад. В этот раз приехал как председатель жюри конкурса айдентики Екатеринбурга. Напомним, днем ранее жюри определилось с 50 вариантами лого, из которых комиссия в итоге составила шорт-лист. Имена конкурсантов-счастливчиков, попавших в число лучших, город узнает уже в понедельник. С того же дня начнется голосование среди горожан — до 17 июля они будут выбирать победителя.

«Если причина ребрендинга Екатеринбурга — обида дизайнеров одних на дизайнеров других, то получится дрянь,  — рассуждает Гурович о появлении конкурса городского лого. — Ребрендинг — это ведь еще и внутренние социальные запросы, когда горожане говорят: Мы жили в какой-то там ситуации, и вот нас перестало это устраивать. Мы хотим чего-то большего. Это наше коллективное мнение“. Когда они что-то хотят сообщить друг другу: что они — братья по крови или будущая столица Олимпийских игр. Какой-то текст. Но 90% работ — это змейки и камушки. Это говорит о том, что сказать-то нечего, да и непонятно, к кому тут обращаются. Я как турист в город к змейкам ехать не хочу. За камушками я тоже, наверно, поеду не в Екатеринбург, а туда, где камушки краше и лучше».  
img_5934.JPG
Игорь Гурович, дизайнер

«Есть варианты логотипа Екатеринбурга хорошие, есть плохие, но все они — бессмысленные».

Фото: Мария Захарова
«То, что происходит в Ебурге, мне ужасно нравится, потому что вы создаете новые городские легенды. И то, что в вашем городе проходит масштабная Стенограффия“ — это очень хорошо, потому что, я верю, это все не на пустом месте образовалось. Собрались люди, очень сильно захотели. Но о роли уличных художников мне сложно говорить, я в этом мало разбираюсь. Я понимаю, что уличное искусство во многом определяет лицо промышленных городов. Из этого в большое искусство шагнуло очень много людей, а мировое искусство за последние 10 лет очень много вынесло из уличного,  — рассуждает дизайнер. — Мы вообще живем в стране, в которой очень сложно прогнозировать будущее. Конечно, можно устроить революцию, но очень хочется без этого прожить».

Об уровне российского дизайна на мировой арене график, работавший в свое время в Латвии, во Франции и России, говорит скептически. Мы — большая страна, крайне талантливый народ. Поэтому у нас много хороших дизайнеров. Но у нас нет школы, потому что школа — это набор объединяющих понятий. В Голландии, например, есть восемь разных школ дизайна, и для них мы все — такие чукчи, в нашей-то многомиллионной стране! Та же школа Роттердама отличается от школы Гааги, при этом в обеих учатся наши дети,  — отмечает Гурович. — Проблема не в детях, проблема в отсутствии определяющих рамок. Поэтому много народу делает дерьмо. Люди делают то, что от них ждут, но ждут, к сожалению, от них тоже дерьмо. Нет инстанции, которая не позволит нам падать ниже планки“.
img_5931.JPG
Гурович работал в России, Франции и Латвии

В нашей стране, уверен академик Российской академии графического дизайна, своей школы дизайна нет. Оттого и работы бессмысленные.

Мы отправляемся с Гуровичем на прогулку. Пользуясь тем, что в городе вовсю проходит фестиваль «Стенограффия», приводим продвинутого графика на один из стрит-арт-объектов — на Куйбышева, прямо за корпусом УрФУ, очередной подарок городу оставляет Андрей Пальваль.
улица Куйбышева, 48
улица Куйбышева, 48

Игорь Гурович на фоне будущего стрит-арт-объекта «Стенограффии — 2015»

Гурович вспоминает, что и сам рисовал граффити: было это 25 лет назад — первый и последний раз. «Я тогда работал во Франции, рисовал декорации одному французскому театру. В моей команде были художники-граффитчики, тогда и я с ними что-то бомбил. Но с того времени баллончик в руки больше не брал», — откровенничает дизайнер.
После долгих уговоров Игорь Гурович все же соглашается.
После долгих уговоров Игорь Гурович все же соглашается.

«Давайте загасим стенку!» — тут же подхватывает оргкомитет «Стенограффии» и дает дизайнеру баллон.

Вот что в итоге получилось.
Вот что в итоге получилось.

На меня Екатеринбург производит впечатление города динамично растущего. И это ужасно приятное ощущение. Вот идешь и понимаешь: все немножечко косенько, но в этом есть драйв. Дальше важно, кому этот драйв передать“,  — рассуждает дизайнер. 

Гурович вспоминает о логотипах и пытается понять, на кого нужно направить месседж айдентики, чтобы действительно сделать Екатеринбург привлекательным с профессиональной, дизайнерской точки зрения. «Надо сказать молодым: фигли ехать в Москву или в Питер? Есть место для молодых и для их жизни: с университетами, с большими проспектами. А когда строятся двадцать пять бизнес-центров, понятно, что есть работа. Если мы обращаемся к этим людям, я понимаю, что делать. Если мы обращаемся к японским туристам, то посыл не надо в Венецию. Зачем вам каналы, спагетти, зачем это вам? Давайте летом сюда, в этот холод, в этот дубак!“ не прокатит. Для японских туристов сложно что-то придумать, а вот для молодых сделать интересный посыл — реально»,  — отмечает эксперт.
img_5977.JPG
Куйбышева, 48

Игорь Гурович, дизайнер-график и художник. В субботу прикоснулся к судьбе логотипа Екатеринбурга.

Большое интервью с Игорем Гуровичем смотрите на ЕТВ.
Комментарии
Уральский звездовоз
Городские истории
Уральский звездовоз
Стиранные полотенца, жрицы любви и билеты на самолет для арфы: ЕТВ узнал все о причудах артистов, которые приезжают с концертами в Екатеринбург.
Гости Екатеринбурга
«Наша коммуникативная инвалидность требует протеза». Философ Игорь Чубаров о сожительстве людей с роботами
«Наша коммуникативная инвалидность требует протеза». Философ Игорь Чубаров о сожительстве людей с роботами
От Светланы Зенковой
Сумма мнений Σ
Заборы в городе отменяются
Заборы в городе отменяются
От Светланы Зенковой
ЗЖЛ. Чайные потомки опиумных королей
События
ЗЖЛ. Чайные потомки опиумных королей
Когда-то деревня Месалонг была пристанищем китайцев-антикоммунистов, потом — крупнейшим наркоцентром Таиланда. Но теперь маки сменились чайными кустами. О мирном теперь царстве улуна — в сериале «Записки Жени Лобанова».
Полезняк на ЕТВ. Разбираемся в колебаниях валют и множим прибыль
Полезняк
Полезняк на ЕТВ. Разбираемся в колебаниях валют и множим прибыль
В середине февраля курсы валют опустились ниже отметки в 60 рублей, чего не случалось с июня 2015 года. Многие уральцы в панике бросились скупать доллары и евро. Насколько это оправдано и как уберечь свои накопления — читайте в полезняке.
Народная Екаграфия
Городские истории
Народная Екаграфия
Достопримечательности уральской столицы с каждым годом притягивают все больше туристов. Однако ориентироваться в них гостям города бывает непросто, потому что местные жители называют памятники совсем не так, как путеводители.
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
События
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
Закрытая клетка, гул толпы и незнакомый противник: сотни простых уральских парней рвутся на турниры, где не заработают ни копейки. Феномен свердловской суровости раскрыл ЕТВ организатор любительских и профессиональных схваток.
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Город
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Еженедельный дайджест новостей уральской столицы, который можно читать, а можно смотреть.
Лаборатроллия на ЕТВ: «грибок» толпы
Лаборатроллия
Лаборатроллия на ЕТВ: «грибок» толпы
Творческий десант ЕТВ, не жалея сил и нервов, меняет махровую эстраду на экспириенс в царстве «Грибов».
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Городские истории
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Портфолио нашей героини отважится смотреть не каждый, да и приносит его девушка в исключительных случаях. Сегодня наш «Свердчеловек» — танатопрактик или по-простому гример покойников.
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
События
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
Архитектор столичного «Винзавода» Ярослав Ковальчук — о новой парадигме городского планирования, которую он вместе со студентами Школы главного архитектора опробует на микрорайоне «Новокольцовский».