Городские гибриды: кто на Урале скрещивает особняки со «свечками»

11:00, 21 Январь 2016
image.jpg
Некоторые исторические постройки в Екатеринбурге обрели вторую жизнь после модернизации. Эксперты рассказали ЕТВ, имеют ли такие архитектурные миксы право на существование.
Уральский журналист назвал 10 «арх-преступлений» против города
Журналист-урбанист рассказал, какие здания и участки городской застройки в Екатеринбурге он считает наиболее чудовищными
У екатеринбуржцев часто вызывают недоумение здания, где над кирпичным историческим фасадом высятся конструкции из стекла и бетона. Как возникают такие гибриды, мы спросили у автора одного из них — известного архитектора Андрея Узких, который отметил, что не все так просто: «По каждому объекту культурного наследия проводится научно-исследовательская работа, чтобы определить его историческую, архитектурную ценность и предмет охраны. Специалисты решают, что может быть изменено, а что нет».
Условно говоря, для одного объекта можно сделать только внутреннюю перепланировку без изменения фасада, для другого возможен пристрой с изменением второстепенных фасадов.
Андрей Узких
архитектор мастерской "Алеф"

Старый новый дом

Андрей Узких — один из проектировщиков здания на Белинского, 61, которое знакомо горожанам по стоящему рядом памятнику Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Раньше на этом месте стоял особняк мещанки А. Д. Андреевой, построенный в 1892 году по проекту архитектора Косякова. В 2005 году здесь появился современный 17-и этажный жилой дом, примыкающий стеклянным пристроем к сохраненному фасаду старинного особняка.
При проектировании комплекса рассматривался вопрос включения исторического особняка в его состав. Тогда мы согласовали с органами охраны памятников решение сохранить главный фасад, обладающий значительной архитектурной ценностью, а к нему пристроить новый современный объем. При строительстве кирпичная стена фасада была отрезана по специальной технологии, взята в обоймы, сохранена и затем смонтирована на новом фундаменте. Этот прием я считаю удачным примером сохранения фрагмента объекта культурного наследия.
Андрей Узких,
архитектор мастерской "Алеф"

Грязная история

С мнением коллеги не согласен другой архитектор — Эдуард Кубенский.  «На мой взгляд, плохое решение в деталях,  — считает он. — Грубо и в лоб — вот старое, вот современное, а жизнь, как известно, сложнее». Удачным архитектурным компромиссом эксперт считает другое здание — на 8 Марта, 34, где находится дом мещанки А. С. Калашниковой, построенный в 1840 году. Рядом с ним стоит фасад, который кажется продолжением особняка. Но нет: стену возвели уже в XXI веке. «Это называется псевдоисторизмы»,  — разъясняет Кубенский.
Несмотря на псевдоисторизм, современный дом, который стоит за этой стеной, — одно из лучших решений в нашем городе по теме диалога нового и старого. Архитектор Ершов, если мне не изменяет память, справился с задачей, в отличие от второй очереди, которая выходит на угол Радищева — 8 Марта, где явно возникли проблемы с геометрией. В целом же, в той или иной степени такие слияния -суть жизни исторической архитектуры. Сегодня уже почти не осталось, а дальше совсем исчезнет факт существования чистой истории.
Эдуард Кубенский,
архитектор, издатель
Сумма мнений Σ
Сны урбанистаВладислава Горина
От Владислава Горина

Окно в «Европе»

До появления реконструированного универмага «Пассаж», новый вид которого вызвал противоречивые отзывы, на площади 1905 года монополистом в области старой-новой архитектуры был торговый центр «Европа». Еще в нулевых он разместился в двух домах купцов Коробковых, построенных в XIX веке. Особняков застройщику оказалось мало, и над ними появилась стеклянная надстройка, которая, по мнению журналиста-урбаниста Сергея Ермака,  изменила облик зданий далеко не в худшую сторону.
У меня лично подобная реконструкция вызывает двоякие чувства. С одной стороны — не худший вариант модернизации исторического пространства и здания. Отреставрированные фасады домов Коробковых, особенно неоготический, да еще и вечером, смотрятся отлично, за что, конечно, собственникам «Европы» спасибо. Стеклянная часть в объем площади вписана не так уж плохо. Но вместе с тем дома Коробковых в их прежнем виде мне нравились куда больше. Некоторые иностранные архитекторы говорят, мол, вы и историю сохранили, и динамизм города показали. Может, оно и так. Но я все же сторонник более аккуратной, деликатной реконструкции. Совершенно уверен, что не появись на площади «Европы» и «Пассажа», она выглядела бы куда более уютной и человечной.
Сергей Ермак,
журналист-урбанист
Сумма мнений Σ
Как заставить конструктивизм работать и житьВалерия Кунщикова
От Валерия Кунщикова

Наследие архитектора

На фоне предыдущих гибридов модернизированный дом архитектора Константина Бабыкина на Красноармейской, 8 смотрится не так вычурно. Евгений Волков из арх-группы «Подельники» и вовсе считает, что это — редкий пример умелой модернизации исторических зданий, где сохранен цельный объем, а не просто фасад или фрагмент.
Во-первых, со всех сторон мы видим красивый, хорошо сложенный кирпичный особнячок,  и из него ничего не торчит, над ним ничего не нависает, ничто не режет глаз. Во-вторых, мы четко видим соотношение старого и нового, а это очень важно при работе с наследием. Новое должно быть новым, а не подделкой под старое. Если старая крыша не сохранилась, то придется делать новую, и совершенно оправданно воссоздать ее в исторических габаритах, но в современном материале. Поэтому стекло на кровле мне кажется вполне уместным, хотя было бы еще интересней, если бы это была не одна «заплатка», а, к примеру, целиком стеклянная крыша.
Евгений Волков,
Архитектор
Тенденцию осовременивания исторических построек эксперты оценивают положительно, ведь такие здания — «не священные коровы», как выразился Сергей Ермак. Лучше приспосабливать постройки к современным реалиям, чем идти в светлое будущее с архитектурным хламом, чей функционал устарел и не приносит более пользы. Эдуард Кубенский, в свою очередь, отмечает: это не относится к шедеврам архитектуры, то есть к памятникам мирового значения — такие нужно хранить в первозданном виде.
Даже старики одеваются в новую одежду, а не стареют в той, в которой были молодыми.
Эдуард Кубенский
архитектор, издатель

А как у них?

Комментарии
  • Вера П.
    П. Вера, 05 января
    Особняк на Белинского, 61 надо было полностью сохранить-он был внутри так же хорош как и снаружи. А тут не долго думая взяли отрезали лицо и прилепили на стекло, как корове седло. Очень неудачно вышло-позорище=(
Полезняк на ЕТВ. Разбираемся в колебаниях валют и множим прибыль
Полезняк
Полезняк на ЕТВ. Разбираемся в колебаниях валют и множим прибыль
В середине февраля курсы валют опустились ниже отметки в 60 рублей, чего не случалось с июня 2015 года. Многие уральцы в панике бросились скупать доллары и евро. Насколько это оправдано и как уберечь свои накопления — читайте в полезняке.
Гости Екатеринбурга
«Наша коммуникативная инвалидность требует протеза». Философ Игорь Чубаров о сожительстве людей с роботами
«Наша коммуникативная инвалидность требует протеза». Философ Игорь Чубаров о сожительстве людей с роботами
От Светланы Зенковой
Народная Екаграфия
Городские истории
Народная Екаграфия
Достопримечательности уральской столицы с каждым годом притягивают все больше туристов. Однако ориентироваться в них гостям города бывает непросто, потому что местные жители называют памятники совсем не так, как путеводители.
Сумма мнений Σ
Заборы в городе отменяются
Заборы в городе отменяются
От Светланы Зенковой
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
События
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
Закрытая клетка, гул толпы и незнакомый противник: сотни простых уральских парней рвутся на турниры, где не заработают ни копейки. Феномен свердловской суровости раскрыл ЕТВ организатор любительских и профессиональных схваток.
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Город
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Еженедельный дайджест новостей уральской столицы, который можно читать, а можно смотреть.
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Городские истории
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Портфолио нашей героини отважится смотреть не каждый, да и приносит его девушка в исключительных случаях. Сегодня наш «Свердчеловек» — танатопрактик или по-простому гример покойников.
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
События
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
Архитектор столичного «Винзавода» Ярослав Ковальчук — о новой парадигме городского планирования, которую он вместе со студентами Школы главного архитектора опробует на микрорайоне «Новокольцовский».
Провальный дауншифтинг. Юрий Немытых — падающая звезда Екатеринбурга
Городские истории
Провальный дауншифтинг. Юрий Немытых — падающая звезда Екатеринбурга
Один из самых блестящих экономических журналистов Екатеринбурга вернулся в город после нескольких лет в Таиланде, где он бомжевал и сидел в тюрьме. ЕТВ рассказывает удивительную историю о том, как неукрощенные страсти погубили талант.
Площадь эволюции, бонус. Мастерские свердловских художников
Городские истории
Площадь эволюции, бонус. Мастерские свердловских художников
Самый большой жилой дом послевоенного Свердловска стал промежуточным звеном между сталинками и хрущевками. Об особенном фонтане, подземных тоннелях и студиях архитекторов — в последней серии «Площади эволюции».
Вот это новость! Пять событий Урала за неделю в одной картинке
Город
Вот это новость! Пять событий Урала за неделю в одной картинке
ЕТВ запускает новую рубрику: если вы не особо следили за новостной повесткой Екатеринбурга, но хотите все знать, специально для вас мы подготовили дайджест главных событий прошедшей пятидневки. В одном коллаже.