Екатеринbook: по страницам городских пространств. Площадная грань

11:00, 11 Февраль 2016
ekaterinbook.jpg
Иллюстрация: Вера Морозова, ЕТВ
Почему кирху на Дровяной площади сменил Дом артистов? Где построили Синтетический театр по свердловскому проекту? Как найти усадьбу Татищева на Вознесенке? Полина Иванова из «Подельников продолжает экскурсию по точкам городской пульсации.
Екатеринbook: листаем городские пространства
Первая часть трилогии про площади Екатеринбурга
Участник арх-группы «Подельники», куратор Белой Башни Полина Иванова и ЕТВ продолжают рассказывать о знаковых пространствах Екатеринбурга, и на этот раз речь снова пойдет о площадях. В каждом городе мира они были центрами общественной жизни, отправными точками для развития застройки, законодателями градостроительной моды. Глядя, как площади изменялись, обретали новые названия, привечали новые памятники или исчезали с карты, можно много понять о развитии города.

В первой части мы рассказали о Торговой площади, площади 1905 года и Труда. Настало время продолжить летопись Екатеринбурга новыми главами.
Больше не Дровяная

Площадь Парижской коммуны

Дровяная площадь, которая сейчас носит название Парижской
коммуны, появилась на карте Екатеринбурга уже в XIX веке.
Площадь была практически на краю города и использовалась для торговли дровами и
строительным лесом. Тогда как другие центральные площади начали застраиваться до революции, эту часть города застройка обходила стороной, и к началу XX века она только начинала складываться. Это дало широкий простор для
творчества архитекторам авангарда. Но обо всем по порядку.

Вид с колокольни Вознесенской церкви
Вид с колокольни Вознесенской церкви

На фото в центре улица Верх-Вознесенская (Тургенева). На переднем
плане ее пересекает улица Клубная (Первомайская), на заднем — Главный проспект
(проспект Ленина). За проспектом видны избы с подворьями. Слева вверху — колокольня
Крестовоздвиженской церкви (Карла Маркса 31, около зоопарка), справа за главным
проспектом — белый прямоугольник лютеранской кирхи.

Кирха и дом актеров

Самым примечательным зданием площади была лютеранская кирха
апостолов Петра и Павла. Она была построена в 1873 году на деньги лютеранской
общины. Приход составляли русские немцы и шведы, в кирхе могло одновременно
разместиться 150 — 200 человек.

Западный фасад кирхи

Западный фасад кирхи

Строители и инженеры фотографируются на строящейся крыше Оперного театра

Строители и инженеры фотографируются на строящейся крыше Оперного театра

У них за спиной на перекрестке Главного проспекта и Солдатской видно здание кирхи с двумя башнями

Вид с балкона Оперного театра

Вид с балкона Оперного театра

Справа — Дом Печати и перспектива проспекта Ленина, слева — здание кирхи, еще целое, несмотря на подступающий конструктивизм.

Кирху постигла судьба многих культовых сооружений
Екатеринбурга — она была разрушена в 30-х годах XX века. На ее месте возвели так
называемый Дом Артистов (проспект Ленина, 46)  — жилое здание в стиле советского
классицизма для работников театров. Оперный театр и Музкомедия находились
рядом.

Площадь Парижской коммуны — на месте кирхи перед самой войной появился Дом Актера

Площадь Парижской коммуны — на месте кирхи перед самой войной появился Дом Актера

Цирк и опера

В конце XIX
века на площади соорудили деревянное зрелищное здание. Такие цирки в разное
время строили на многих площадях города, но этот имел продолжение. В 1910 году
на Дровяной площади был заложено здание Оперного театра. К этому времени в
городе сложилась определенная культура и традиция концертных выступлений, было
несколько театральных кружков, появилось музыкальное училище, Екатеринбург постоянно
посещали с гастролями оперные и театральные звезды. Первый и тогда единственный
городской театр (ныне кинотеатр «Колизей») уже был слишком мал, а публика — подготовлена
и искушена.

На строительстве театра Оперы

На строительстве театра Оперы

Фундамент здания был выполнен из бутового камня, внутренний каркас — по
инновационной технологии — из монолитного железобетона, наружные стены — из кирпича (ничего
теплее в нашем климате не было и нет). Рабочие и инженеры на снимке замерли в причудливых
позах и смотрят в камеру,  ведь жанр репортажной фотографии еще не существует,  известна только
постановочная.

Пожарные учения 1913 года

Пожарные учения 1913 года

Театр оперы является сложным инженерным сооружением — помимо
несущих конструкций в нем выполнен сложнейший для своего времени железобетонный
купол. На момент постройки это было самое большое светское общественное здание — только сидячих мест здесь было 1200). Во время Февральской и Октябрьской революций в нем
проводились митинги и отрытые заседания самых различных политических сил, и, возможно, именно это обеспечило его сохранение в «старорежимном» виде, когда старая
Дровяная площадь стала превращаться в площадь Парижской коммуны.

Оперный театр и здание кирхи за ним на площади Парижской Коммуны

Оперный театр и здание кирхи за ним на площади Парижской Коммуны

Что это уже не Дровяная площадь понятно по установленному в центре памятнику Свердлову

Масштабные планы авангарда

В 30-е годы XX века на площади развернулось масштабное строительство. Территория была окружена в основном деревянными жилыми зданиями, что позволило архитекторам авангарда спроектировать вокруг нее целый конструктивистский ансамбль. Некоторые здания мы можем наблюдать и сейчас, другие проекты были такими смелыми и масштабными, что сил на их исполнение уже не хватило.

Сейчас, погуляв по периметру площади, можно увидеть самые большие постройки довоенного Свердловска — Большой Урал, жилой комбинат НКВД № 2 (входит в комплекс «Городок Чекистов»), Клуб Строителей (ныне «Сити-центр») и Дом Печати.
Вид на восточную часть площади

Вид на восточную часть площади

Здесь архитекторы авангарда развернулись в полную силу

В центре фото мы видим Городок Чекистов, севернее — окружной Дом Офицеров еще до его архитектурного «обогащения», южнее — ДК Строителей, за ним — дома Госпромурала, также известные в народе как «дома-расчески».

Но по-настоящему потрясающие проекты этой эпохи не были осуществлены, а ведь именно они должны были определить силуэт площади Парижской коммуны. Проекты эти — дом Промышленности и Синтетический театр.
Макет дома Промышленности

Макет дома Промышленности

Этот гигант должен был начинаться от проспекта Ленина и
заканчиваться на улице Малышева, высотной доминантой должна была стать 30-этажная
башня. Заметим, на момент проектирования самой высокой постройкой в городе была
башня первого жилого комбината НКВД высотой в 12 этажей. В здании планировали
разместить управление всей промышленностью Уральской области (ныне территория Уральского
федерального округа и Пермский край) для централизации процессов, происходящих
между разными производствами. Проект был утвержден и даже частично построен. Для
работников Дома Промышленности неподалеку возвели жилой комбинат — «дома-расчески»
на Ленина №№ 52, 54. Некоторые «жилые ячейки» этих необычных зданий имеют два
этажа.

У ста стен. О чем говорят улицы Екатеринбурга
Дизайнер и фотограф Игорь Черепанов годами фиксирует на камеру незамысловатые городские граффити

Стройка затянулась и надолго пережила саму эпоху авангарда — задние достраивали уже после войны. Высотную доминанту и «хвост» так и не окончили. Сейчас за свою замкнутость здание носит прозвище «Пентагон» и совершенно не влияет на ансамбль площади.

Другой грандиозный проект, который планировался на площади,  — здание Синтетического театра.
Так должен был выглядеть Синтетический театр Свердловска

Так должен был выглядеть Синтетический театр Свердловска

Напротив театра Оперы было решено возвести новое здание нового
театра — Синтетического. Это зрелищное сооружение, в котором должен был
происходить синтез разных жанров, на стыке разных искусств. Архитекторы
прошлого предвидели появление новых представлений, считающих в себе спорт и
театр, парад и демонстрацию, митинг и кино. Здание должно было вмещать 5 000
человек и трансформироваться под любые нужды. Всесоюзный конкурс на лучший
проект здания Синтетического театра в Свердловске был проведен в 1931 году, его
выиграла работа архитектора Гинсбурга (на снимке выше).

Материалы конкурса дали больше вопросов, чем ответов, поэтому проект был приостановлен в Свердловске, зато позже — по мотивам — начат в Новосибирске. История его строительства также заслуживает отдельного внимания. Скажу только, что из Синтетического театра получился самый большой в России театр оперы.

Сейчас от площади Парижской коммуны остались клочки — небольшой сквер за Оперным театром и часть бульвара на проспекте Ленина. А так бы выглядела площадь Парижской коммуны, если бы два самых смелых проекта авангарда были реализованы:
Площадь Парижской коммуны, Екатеринбург.

Как мог бы выглядеть центр Екатеринбурга, если бы был реализован Синтетический Театр и был полностью построен Дом Промышленности. Презентация для ИННОПРОМА-2015. Видео готовилось для доклада архитектора Демидова Б.А.

Перед храмом на Вознесенской горке

Вознесенская площадь

Храм Вознесения Господня — один из старейших в городе. Церковь была сначала деревянной, но в XIX веке на ее месте построили каменный храм. Его деревянный предшественник перенесли в Нижнеисетск (ныне район Химмаш), там повторно собрали, и церковь еще долгое время работала на радость прихожан.

Необычно положение храма между усадьбами двух активнейших деятелей старообрядческой общины — Расторгуева (с 1937 года здание переквалифицировали в Дворец Пионеров) с одной стороны площади и Зотова (дом перестроен для аграрного университета).
Одна из первых фотографий Вознесенской церкви

Одна из первых фотографий Вознесенской церкви

И все-таки первым сооружением, которое возникло на
безымянной пока горке, был так называемый «Загородный командирский дом» —
личная резиденция генерала Татищева, которая с 1737 года находилась ровно на
месте теперешней площади. Современная улица Карла Либкнехта фактически
упиралась в южный фасад усадьбы. К 1780 году дом снесли, а улицу продлили.

План Екатеринбурга 1730-х годов.

План Екатеринбурга 1730-х годов.

В левом верхнем углу за пределами бастионов виден квадрат усадьб командирского дома. На следующем плане 1780-х дома уже нет, но есть церковь и площадь перед ней.

В дореволюционном Екатеринбурге Вознесенская площадь была одной из центральных, помимо Вознесенской церкви здесь находился вход в сад усадьбы Расторгуевых-Харитоновых — первый общественный парк Екатеринбурга. После революции церковь национализировали и разместили в ней поочередно школу, склад, музей. Площадь также получила новое название — Народной Мести. В этот период площадь прославилась своими необычными памятниками. Один из них — памятник Карлу Марксу в виде одной только головы, который переставили сюда на более узкий постамент с площади 1905 года.
Вид с колокольни Вознесенской церкви на памятник Карлу Марксу и построение пионеров.

Вид с колокольни Вознесенской церкви на памятник Карлу Марксу и построение пионеров.

На праздники и годовщины возникали временные, более
авангардные скульптуры.

Несколько временных сооружений было возведено на площади к 15-летию Комсомола

Несколько временных сооружений было возведено на площади к 15-летию Комсомола

Позже памятник Марксу убрали, и на площади у Дворца Пионеров
появился фонтан «с лягушками» любимый многими поколениями свердловчан.

Те самые лягушки

Те самые лягушки

В центре фонтана стоял мальчик, который держал на руках
рыбу. По углам восьмиугольного фонтана располагались лягушки, которых могли «оседлать»
маленькие дети. А в 1959 году на площади открывается памятник Комсомолу Урала,
который стоит здесь по сей день. На некоторых картах города площадь начинают
обозначать как Комсомольскую.

Вид с колокольни Вознесенской церкви

Вид с колокольни Вознесенской церкви

Восьмиугольный фонтан с лягушками, далее - памятник Комсомолу. Улица Карла Либкнехта расположена в том же уровне, что и площадь, через дорогу - пустырь на месте Ипатьевского дома. 

А так площадь могла бы выглядеть, если бы послевоенные
градостроители добрались до нее:

Невоплощенный эскиз площади

Невоплощенный эскиз площади

Проект реконструкции площади Народной мести с созданием спуска к набережной. Центром композиции является памятник Комсомолу Урала, по проекту здание Вознесенской церкви перестраивается в сталинском стиле, на месте Ипатьевского дома и будущего Храма-на-Крови  — парадная лестница к набережной.

В начале 2000-х площадь и улица Карла Либкнехта переживают реконструкцию. Фонтан убрали при реконструкции площади и перевезли на Ботанику, к зданию Сбербанка на ул. 8 Марта, 206 б. На месте снесенного дома Ипатьева возвели Храм-на-Крови. 
Улица Карла Либкнехта до реконструкции идет вдоль фасада Дворца Пионеров

Улица Карла Либкнехта до реконструкции идет вдоль фасада Дворца Пионеров

Вид с Вознесенской горки до строительства Храма-на-Крови

Вид с Вознесенской горки до строительства Храма-на-Крови

На месте Ипатьевского дома - деревянный крест.

Несмотря на большую историческую и символическую насыщенность,
сегодня площадь скорее является смотровой площадкой и, к сожалению, парковкой.
Этим летом здесь почему-то возникла целая индустрия по курению кальяна прямо на
открытом воздухе.

Площадь, которую мы потеряли

Мельковская площадь

Одна из самых старых площадей города находилась в северной его части, в Мельковской слободе. По имени протекавшей здесь речки Мельковки были названы и район, и площадь, и четыре улицы по номерам. Одной стороной площадь примыкала к идущей на север улице Верхотурской (ныне Свердлова), а другой упиралась в болото.

Площадь была местом торговли и встреч, а в 1893 году на деньги купца Лузина здесь началось строительство Александро-Невской церкви, получившей в народе название Лузинской.

Больше всего атмосферу этого места передает дошедшая до нас
открытка — Мельковская площадь в базарный день. Справа краснокирпичная Лузинская
церковь, выполненная в «русском» стиле, слева вдали можно видеть колокольню
Вознесенской церкви. Фотографий церкви, а тем более площади, сохранилось очень
немного.

Вид на слободу с Плотинки

Вид на слободу с Плотинки

Треугольный шатер Лузинской церкви — вдалеке прямо посередине снимка.

Вид на слободу и церковь с колокольни Екатерининского собора

Вид на слободу и церковь с колокольни Екатерининского собора

В 1910-х церковь начинают достраивать, но с началом Первой
Мировой войны строительство останавливается.

В таком виде площадь существует до 1930 года

В таком виде площадь существует до 1930 года

В церкви еще проводились службы, но рынок уже не работал, активная городская жизнь ушла на центральные площади Большого Свердловска. В
1930-м году церковь снесли, а на месте площади построили здание института
Уралгипротранс (Свердлова, 11а).

На память о слободе и площади, а также о реке, убранной в
трубу под землю, нам осталась только одна улица Мельковская. В советские
времена она носила имена разных политических деятелей, однако после перестройки
одна из первых получила назад свое историческое название.

Комментарии
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
События
Боевые духи. Уральские новобранцы единоборств
Закрытая клетка, гул толпы и незнакомый противник: сотни простых уральских парней рвутся на турниры, где не заработают ни копейки. Феномен свердловской суровости раскрыл ЕТВ организатор любительских и профессиональных схваток.
Людмила Улицкая в прямом эфире
Музыка на ЕТВ
АЙФО
АЙФО
От Светланы Зенковой
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Город
Вот это новость! Главные события Екатеринбурга в одной картинке
Еженедельный дайджест новостей уральской столицы, который можно читать, а можно смотреть.
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Городские истории
Свердчеловек.  Как я приукрашиваю смерть
Портфолио нашей героини отважится смотреть не каждый, да и приносит его девушка в исключительных случаях. Сегодня наш «Свердчеловек» — танатопрактик или по-простому гример покойников.
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
События
Ищем смысл в чистом поле за Кольцово
Архитектор столичного «Винзавода» Ярослав Ковальчук — о новой парадигме городского планирования, которую он вместе со студентами Школы главного архитектора опробует на микрорайоне «Новокольцовский».
Провальный дауншифтинг. Юрий Немытых — падающая звезда Екатеринбурга
Городские истории
Провальный дауншифтинг. Юрий Немытых — падающая звезда Екатеринбурга
Один из самых блестящих экономических журналистов Екатеринбурга вернулся в город после нескольких лет в Таиланде, где он бомжевал и сидел в тюрьме. ЕТВ рассказывает удивительную историю о том, как неукрощенные страсти погубили талант.
Площадь эволюции, бонус. Мастерские свердловских художников
Городские истории
Площадь эволюции, бонус. Мастерские свердловских художников
Самый большой жилой дом послевоенного Свердловска стал промежуточным звеном между сталинками и хрущевками. Об особенном фонтане, подземных тоннелях и студиях архитекторов — в последней серии «Площади эволюции».
Сорваться с цепи. О домашнем насилии с хеппи эндом
Городские истории
Сорваться с цепи. О домашнем насилии с хеппи эндом
Число пострадавших от рукоприкладства близких в Екатеринбурге выросло вдвое, заявляет мэр Евгений Ройзман. Вырваться из домашнего ада удается единицам, и все же они существуют. И расскажут сегодня свои истории.
Свердчеловек. Как я живу по законам души и бизнеса
Городские истории
Свердчеловек. Как я живу по законам души и бизнеса
Очередной герой сериала «Свердчеловек» не боится миксовать заколачивание денег и магию: миллионер и бизнес-тренер Сергей Ли рассказывает, как идет одновременно по двум путям — придумывания бизнесов и духовного равновесия.
Холодный контроль. Приемные семьи под опекой Большого брата
События
Холодный контроль. Приемные семьи под опекой Большого брата
История Светланы Дель может стать приговором для тысяч сирот. После того, как злые дяди и тети из органов опеки изъяли из семьи восьмерых детей, приемные семьи оказались в положении заведомо виноватых.