Дом с четырьмя лицами. Ekburg.TV исследует Уралмаш

09:00, 02 Февраль 2015
4faces.jpg
Здесь можно снимать кино, причем сразу во многих жанрах: здание бывшего ДК УЗТМ зависло во времени на пути из прошлого в будущее. Мы приглашаем читателей на виртуальную экскурсию по этому фантастическому дому-порталу.
Здание по адресу бульвар Культуры, 3 / улица Красных партизан, 9 в 30-е годы XX века спроектировали уральский архитектор Валерий Парамонов и выпускник немецкой архитектурной школы «Баухауз» Бела Шефлер. Фабрику-кухню Уралмашзавода построили в 1935 году, впоследствии ее использовали как Дом Культуры. В минувшем октябре зданию придали статус объекта культурного наследия, а немногим ранее сюда въехала Екатеринбургская академия современного искусства.
undefined

История образца уникального архитектурного направления Баухауз насчитывает 80 лет, но она не менее драматична, чем история самого СССР, который успел пройти полный цикл от рождения до смерти еще быстрее, за 70 лет. Мы пришли в бывший ДК с фотоаппаратом, чтобы сделать «слепок» дома, и обнаружили сразу четыре культурных пласта: советский, современный, религиозный и… просто мертвый. Сложно поверить, что все эти снимки сделаны в одном месте (и это не киностудия). Поэтому на фотографиях помечены части здания, где они были сделаны. Итак, вперед!
Вся власть Советам
undefined

Красному бархату, закрывающему гардероб, — не менее 30 лет. В восточной части здания сохранились атмосфера и атрибутика советского Дома культуры, где дети приобщались к хоровому пению, моделированию, хореографии и другим традиционным занятиям  подрастающего поколения.
undefined

Состояние стен и потолка — совершенно удручающее. Везде потеки, потрескавшаяся штукатурка и краска. И все равно здесь теплится жизнь: проходят собрания, работают кружки, слабо тлеют искры народного творчества.
undefined

Одна из ценностей советского наследия — замечательная мозаика из кусочков мрамора в перилах широкой лестницы. Каждый рисунок уникален и не повторяет другой.
undefined

Не менее внушительные, чем перила, люстры висят в каждом зале, в каждом холле.
undefined

Интерьер зала не менялся десятилетиями: все те же портьеры, барельефы с профилями великих деятелей искусства… Вот только потолок осовременили.
undefined

Гигантские полотна в духе соцреализма украшают стены около центральной лестницы. Окно занавешено: видимо, от него мало что осталось.
undefined

Масштаб этих картин впечатляет.
undefined

Здесь прошлое столкнулось с настоящим: на втором этаже упираемся в свежую кирпичную стену, за которой — совсем другая жизнь. За ней, в дебрях Уралмаша, в бывшем Доме советской Культуры, расцветает Современное Искусство. И…
Вся власть современному искусству
Екатеринбургской академии современного искусства передали бывший ДК пару лет назад. Пока удалось отремонтировать только западное крыло, средства выделила администрация Екатеринбурга. И вдруг старый дом наполнился " модной" молодежью, выставками актуальных фотографий, полками для буккроссинга и т.д.
undefined

В ЕАСИ — отдельный вход, но пройти можно и через старый ДК, Даже внешние стены здесь выглядят гораздо лучше.
undefined

На первом этаже — выставка тагильских подносов с изречениями известных людей.
undefined

«Мы не можем стать тем, кем не являемся. Мы часть другой культуры — бразильской, и не можем стать скандинавами или немцами: наша школа — мастерская ремесленника, а не Баухауз»

— дизайнер Фернандо Кампана,  журнал Tatlin.

undefined

А вот другая настенная выставка.
undefined

Одно из несомненных достоинств бывшего ДК — просторные помещения. Вот как они выглядят, если провести ремонт.
undefined

И снова кирпичная кладка — на этот раз она видна из окна как граница между историческими пластами здания.
undefined

Еще одна особенность Баухауза как стиля — широкие атриумы, особенно характерные для лестничных пролетов. Следуя первой заповеди имя которой — функциональность, архитектор позаботился о естественном освещении.
Вся власть… церкви?
undefined

Трудно поверить, но это — то же самое здание, только с другой стороны. В начале 2000-х на Уралмаше построили первую церковь, а вскоре она распространилась и на стоящий поблизости запущенный ДК, освоив его часть и превратив ее в Центр духовной культуры. Пожалуй, архитектор Бела Шефлер был бы весьма удивлен, увидев на своем творении во славу социалистических идеалов — позолоченный купол и ангелочка из алюминия.
undefined

А вот, собственно, и ангелочек.
undefined

Еще один вид — и мы переносимся дальше, в царство Смерти.
Вся власть времени
В 2008 году бывшая Фабрика-кухня горела. Пламя полностью уничтожило центральную часть здания, которую с тех пор и не пытались восстановить — настолько колоссальных затрат это требует.
undefined

С одной стороны к обугленной части ДК не подойти. Зато с другой мы рассмотрим руины во всей красе.
undefined

Теперь здесь хозяйничает только небо.
undefined

Еще можно угадать прихотливую форму оконных рам.
undefined

Кажется, здесь смерть победила. Однако…
Будущее
Екатеринбургская академия современного искусства, которая отремонтировала одну часть старого ДК, собирается привести в порядок и все остальное. Планы вуза на здание — поистине масштабны: похоже, ЕАСИ собирается не просто расшириться, но создать новую смыслообразующую константу на Уралмаше, на наших глазах мутирующем из индустриального " спальника" в полноценный субъект городской культуры. Планы реконструкции висят в Академии:
undefined

«Сегодня историю бывшего ДК УЗТМ необходимо рассматривать как проекцию судьбы всего района Уралмаш. Конвертация символов его индустриального прошлого в новую городскую мифологию позволит заново осмыслить значение соцгорода, его уникальную локальную специфику, связь индустриальных пространств и идентичности горожанина. Сохранение конструктивистского наследия и новое проговаривание идеологии этого архитектурного стиля, восстановление быта творцов индустриального прорыва, осмысление символического наследия этой эпохи, выработку новых форм его репрезентации стоит осуществлять в тесной привязке к культурно-символическому капиталу ДК»

— комментарий к проекту.

Индустриальную проблематику наследия конструктивизма ЕАСИ планирует положить в основу выставок, которые будут проходить в ДК. Также здесь могут разместиться музеи науки и техники; свердловского быта; уральского конструктивизма. На базе культурно-образовательного комплекса в будущем появятся архивный и исследовательский центры. Одной из целей культурно-образовательного комплекса ЕАСИ называет интеграцию творческих проектов на территории микрорайона, интенсификацию внутренней культурной жизни Уралмаша.
По плану реконструкция должна завершиться в 2025 году. Вопрос, как водится, в деньгах: останется ли конструктивизм по-прежнему интересен властям, покажет время.
Комментарии
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Развлечения
Афиша не для всех: выходные по классике и на спорте
Снова пятница на календаре, а это значит, что пришла пора планировать выходные с пользой и запасаться развлекательными планами на будущее. В очередном выпуске нашей афиши мы собрали мероприятия, которые, вероятно, придутся вам по душе.
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Городские истории
Площадь эволюции. Выдающийся двор типового Эльмаша
Эти шлакоблочные дома, построенные для работников Турбинки буквально посреди леса, были обречены на снос. Пока жильцы не помешали кусочку советской истории кануть в Лету, взяв управление в свои руки.
Страшный суд ЕТВ. Изучаем новостройки Уктуса Левобережного
Городские истории
Страшный суд ЕТВ. Изучаем новостройки Уктуса Левобережного
Лес и пруд, свежий воздух и одновременная близость центра города — вот что заманило в этот район многих его обитателей. Переехав, они обнаружили и минусы. Как живется по ту сторону Исети, ЕТВ рассказали очевидцы.
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
События
ЗЖЛ. Филиппинский Ройзман и убийственный миф о нарковойнах Манилы
Эскадроны смерти и тысячи убитых — вот что пишут о ситуации в Маниле крупные международные издания. Где кончается правда и начинается зловещая городская легенда? Рассказывает корреспондент ЕТВ в сериале «Записки Жени Лобанова».
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
События
Наш гонец в Донецк. Свердловчанка о своих донбасских каникулах
Залитые в бетон банкоматы, компостеры в трамваях и ухоженные набережные: жительница Екатеринбурга рассказывает о новогодних каникулах, которые она провела в столице ДНР.
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Типовые сталинки типичного Свердловска
Типовые сталинки, притаившиеся за Управлением дороги, — кусочек тихого центра, хранящего историю Свердловска. Когда-то здесь разводили кур и кроликов прямо в квартирах, нынешние жильцы готовятся к борьбе за существование своих домов.
Король Лев. Поэт Рубинштейн о публике и пабликах
Городские истории
Король Лев. Поэт Рубинштейн о публике и пабликах
Молодые поэты обретают популярность за несколько постов в «Фейсбуке», а уже известные — используют свои страницы как дневники. Как изменилась поэзия в эпоху соцсетей, рассказал концептуалист Лев Рубинштейн, который приехал в Екатеринбург.
ЗЖЛ. Манила — надежда веселых трущоб
События
ЗЖЛ. Манила — надежда веселых трущоб
Это очень необычный город — бедный, но щедрый, жестокий, но веселый. Чтобы понять Манилу, надо в ней жить. В сериале «Записки Жени Лобанова» корреспондент ЕТВ рассказывает, как столица Филиппин ломает шаблоны и вправляет мозги.
Модная классика: изучаем гардероб священнослужителей
Городские истории
Модная классика: изучаем гардероб священнослужителей
В облачении служителей храмов не случайны каждая деталь и даже цвет — в зависимости от праздника фелонь (риза) священника может быть красной, зеленой, белой или желтой. В тонкостях церковных одеяний мы разбирались с двумя героями.