Когда не было Екатеринбурга. Уктусские войны

Наряду с Шарташом Уктус считается старейшим поселением и первым заводом в границах нынешнего Екатеринбурга, выросшим из Арамильской слободы. Если не жители Арамили, то по крайней мере администрация оной и сегодня помнит об этом.

Многие детали событий давних лет, связанные с Уктусом, до сих пор не стали достоянием широкой публики. ЕТВ ликвидирует белые пятна.

XVI и XVII века на Урале — время начала русской колонизации и отчаянного сопротивления колонизируемых. В массовом сознании эта колонизация связывается с именем Ермака, что не совсем справедливо. Ермак был лишь «тараном», проломившим ворота в Сибирь. Но каковы реальные достижения «конкистадора» в деле удержания и освоения захваченного? На деле они стремятся к нулю. Историки не любят вспоминать, что взятая Ермаком крепость Искер уже в 1585 году снова была занята татарами, а ее укрепления восстановлены. Так что воеводе Мансурову, который был приглашен людьми Ермака для занятия крепости, пришлось возвращаться несолоно хлебавши.

Ничего не окончилось и с основанием в следующем, 1586 году Тюмени, а в 1587 — Тобольска. Напротив, все только начиналось. Тюменский и Тобольский остроги должны были«управлять» колоссальной территорией, в которую включались и земли по берегам Исети. И во всей этой области не было ни единого русского человека, ни единого пахаря.
Зато там были другие люди, которые вели совершенно иной образ жизни и вовсе не собирались его менять.
«Татария. Вогуличи-татары»
«Татария. Вогуличи-татары»

Немецкая гравюра

В налоговых тисках

Реконструкция этнической карты Среднего Урала и Западной Сибири сегодня только начинается. Более всего в ней заинтересованы так называемые сибирские татары, в среде которых бытует понятие о тухуме, или родовой группе. Часто одно только название тухума содержит ценную историческую информацию, позволяющую увязать происхождение его члена с конкретной территорией в прошлом.

Этот уровень исследования, как и работа с источниками,доступен почти каждому (в отличие, скажем, от анализов ДНК), но за десятилетия социалистической модернизации даже к нему почти не прибегали. Куда как удобнее было поддерживать виртуальное существование воображаемых общностей и создавать буквально на глазах новые, самой причудливой из которых был, в конечном счете, «советский народ», объявший вообще всех. Скажем, степи к востоку от Каспия только за один XX век как минимум три раза полностью сменили физический состав населения, несколько раз — административное деление,не говоря уже о любых названиях. Знают ли об этом, например,казахские националисты?

В части же тюркоязычного населения РСФСР советская национальная политика и вовсе продолжала подход средневековых географов, которые предпочитали называть«татарами» любых жителей регионов, расположенных восточнее Волги. И все же кое-что мы знаем. Когда еще не было Екатеринбурга,на его будущей территории уже жили два тюркоязычных племени — терсяки и сыряне.
Ясачные волости на «Карте распространения этнических племен и народов Сибири в XVII в.»
Ясачные волости на «Карте распространения этнических племен и народов Сибири в XVII в.»

Фрагмент, по Б. О. Долгих

Сыряне сегодня — это племя Хенрен в составе катайских башкир, которое делится на три рода — Аю («Медведь»), Кыдрас (от личного имени Кыдрас) и собственно СинрянПроисхождение последнего племени загадочно. Некоторые видят в нем коми-зырян, влившихся в состав степных кочевников. Другие отстаивают древнебашкирское происхождение, указывая на существование в юго-западном Приуралье, на территории нынешнего Оренбуржья, аула Сынгряново. В любом из этих вариантов название племени восходит еще к скифскому слову Заранья — «золотой». Остается лишь гадать, связано ли это имя с уральским золотом и как именно.
Сыряне занимали верховья Пышмы и Исети,и за их «налогообложение» спорили Верхотурье и Тобольск.

Терсяки сейчас тоже входят в состав катайских башкир под названием Терхек и делятся на родовые группы Бутук или Татар-ботык (букв. «Ветвь», очень древняя группа уйгурского происхождения, известная с хазарского времени) и Сыскан («Мышь»).
Терсяки сперва жили в районе Аятского озера (Айт-То или«Озеро заливного луга») вместе с вогулами (манси) и относились к верхотурскому фиску (16 взрослых плательщиков и 3 подростка по переписи 1626 года), но в 1630 году бежали от податей к своим южным соплеменникам — на Исеть, верхнее течение Чусовой и северные притоки р. Уфы, где на них пытались давить сборщики ясака уже из Тобольска.

Оба племени оказались как бы в тисках русских острогов — между сциллой Верхотурья и харибдой Тобольска/Тюмени. К ним нужно прибавить еще и чусовских манси, привязанных к своим священным местам и ожесточенно сопротивляющихся экспансии Строгановых (верхотурская ясачная книга 1641 г. в волости «верх Чусовой реки» насчитывает 34 плательщика). Именно вогулы Чусовой имели самую скверную репутацию среди русских.

Наконец, с юга эту «картину маслом» подпирало башкирское племя Сальют, локализованное близ озерного края нынешней Челябинской области. А еще южнее можно было повстречаться с рейдами ногаев и еще с кем похуже. Например с мигрирующими на запад калмыками, у которых,по обрывочным сведениям, в это время еще практиковались человеческие жертвоприношения — наследие сумрачной тибетской добуддистской традиции Бон-По.

Таким образом, еще и в середине XVII века будущий район строительства Екатеринбурга был населен группами вооруженных аборигенов — беженцев, не лояльных к русскому налогообложению, зато лояльных к реальным или самозванным наследникам сибирского хана Кучума и продолжающих вынашивать планы реванша. Хуже всего было то, что кочевники-тюрки находились в явном сговоре с лесными охотниками-манси.

Время выйти из тени

Тропы в Сибирь
Тропы в Сибирь

А между тем именно холмистый район среднего течения Исети к середине XVII века стал оживленным перекрестком легальных и нелегальных дорог из Казани в Тобольск. И явились люди,которые осмелились начать оседлый, крестьянский образ жизни в этом месте. Новая слобода возникла у впадения в Исеть речки Арамильки, которая и дала имя слободе.

Основатель и первый староста слободы — государственный оброчный крестьянин Михаил Родионов из деревни Тарасовы близ Сарапула. По приезду на Урал он сначала жил в Мурзинской слободе (сегодня Мурзинка), а в 1660 или 1661 году отправился в Тобольск и бил челом великому государю. Подробно история создания Арамильской слободы изложена в тобольской «указной памяти», текст которой сохранился в переписи Арамильской слободы 1695 г.: «…бил челом великим государем он, Мишка, а в Тобольску в приказной полате боярину и воеводам Петру Михайловичю Салтыкову с товарыщи. И по челобитью ево по тобольским указным паметем посланы Мурзинской слободы прикащики… Кондратей Хворов…. Меркулей Крылов для досмотру земель и угодей под ту Арамильскую слободу».

Осмотр места «государевыми людьми» был произведен в 1661 или 1662 году…
«А … в мае месяце (1676 – Э. Л.) по указу великих государей и по тобольской указной памяти боярина и воевод Петра Василевича большого Шереметева с товарыщи за приписью дьяка Григорья Михайлова велено ему, слоботчику Мишке, ту новую слободу строить и во крестьяне призывать…» От «заявки» до начала строительства новой слободы прошло без малого 16 лет. Что же случилось? То, что назревало уже давно — война, называемая также башкирским восстанием 1662 года.

Вторая уральская война

Она действительно началась по сигналу башкирского вождя Сары-Мергеня, присягнувшего кучумовичам, и продолжалась до 1665. Но правильнее называть ее именно второй уральской войной (считая за первую события XVI века), поскольку к башкирам присоединились практически все коренные группы,недовольные ростом постоянных поселений «бледнолицых». В Верхотурском и Тобольском уездах были сожжены десятки деревень и слобод.

В 1662 был осажден Катайский острог (ныне Катайск Курганской области). Одновременно с этим были разграблены владения Далматовского Успенского мужского монастыря (Далматово,Свердловская область). К восстанию подключились чусовские вогулы, уничтожившие Утку Государеву (с. Слобода,Свердловская область). Они шли не одни. По сообщению уцелевшего приказчика Томило Нефедьева и слободчика Фрола Арапова, «Кунгур весь повоевали татары и башкиры, и мордва,и черемисы, и чуваши, и русских людей посекли…, а крестьянские дворы на Сылве все вызжены».

В августе того же года были разгромлены земли Невьянского Богоявленского монастыря, затем пришел черед Мурзинской слободы, которую «до конца разорили, и церковь Божию и государевы анбары сожгли, а крестьян на полях всех побили,а иных в полон взяли, и деревни выжгли и скот отогнали». Остававшийся в слободе приказчик Кондратий Хворов «заперся в пустом дворе только с тремя человеки, а оружия у них три лука». По его сообщению в нападении принимали участие даже калмыки.

В июне 1664 г. «террористическая группа» из трех манси сожгла Краснопольскую слободу (ныне с. Краснополье, Свердловская область) вместе с церковью. После этого гигантское по уральским меркам объединенное войско коренных народов числом в несколько сот человек подступило к заново отстроенной Мурзинской слободе, чтобы сжечь ее снова,но на этот раз слобода чудом отбилась. Эта оборона стала поворотным пунктом всех боевых действий.
Сражение с кочевниками сибирских служилых людей и возвращение их в русский острог
Сражение с кочевниками сибирских служилых людей и возвращение их в русский острог

Рисунок конца XVII — начала XVIII вв.  (Ремезов С. У. Летопись краткая, Сибирская Кунгурская)

По результатам сражений второго этапа войны почти все повстанцы вынуждены были бежать на юг,  в башкирские степи. Аять освободилась от аборигенного населения,  Утка Государева и остальные слободы были восстановлены. Как сквозь землю провалились и наводившие ужас чусовские вогулы  (хотя набеги в районе Висима отмечены даже в 1707 году,  «ответственность» за них взяли уже обычные башкиры). Калмыки откочевали на Волгу и перестали участвовать в уральских делах. В 1676 году Арамильская слобода наконец была основана.

От слободы к заводу

Слобода быстро наполнялась переселенцами с камских земель Строгановых. По переписи 1681–1683 в слободе насчитали уже 126 крестьянских дворов, в которых проживало 337 человек мужского пола. Кроме того, имелись три двора церковников,тридцать один казачий двор и другие — итого 166 дворов. Девяносто семь крестьянских дворов, а также дворы церковников и казаков находились в центральном поселении слободы. Остальные крестьянские дворы стояли по деревням,которых к этому времени в ведомстве Арамильской слободы насчитывалось семь, в том числе и «Иктусова на речке Иктусе».

Эта деревенька (а по сути хутор) насчитывала сперва всего три двора, из которых два занимали братья — Дементий и Иван Петровы, уроженцы Соликамского уезда Обвинской волости,переселившиеся в Арамильскую слободу около 1680 г. В третьем жил Фома Михайлов, родившийся в той же волости в деревне Комарово и пришедший годом позже.

В восьмидесятые годы XVII века рядом с Арамильской слободой началось строительство еще двух — Камышевской и Белоярской. Жители разных слобод относились к друг другу враждебно. В 1695 году уже русские воевали между собой: несогласованное межевание земель привело к тому, что крестьян били и увечили насмерть. В том же 1695 г. была проведена новая перепись слобод по Исети. На берегах Уктуса к этому времени стояло уже три деревни — Фомина (бывш. Иктусова), новая деревня Уктусская (Шилова) и Зыкова, а число дворов в каждой исчислялось десятками. В Шиловой и Зыково уже стояло по мельнице, а в Фоминой даже четыре.
Арамильская слобода и ее деревни
Арамильская слобода и ее деревни

С «Чертежа межевой башкирской земли с слободами», 1695 г.

Но какая же из этих деревень стала основой для Уктусского района Екатеринбурга? Деревне Зыково, скорее всего,соответствует поселок Горный Щит. Сам же район Уктус сложился между деревнями Шилова (на юге Чкаловского района и сейчас есть некая «Шиловка») и Фоминой.

Дополнительную путаницу вносит переименование рек. Река Патрушиха (современная), с которой сегодня начинается Уктусский район, в XVIII веке называлась Вязовка, а в XVII — Калтык («Горло» по-татарски). Но до 1930-х именно нынешнюю Патрушиху и называли Уктусом. По мансийски же «тус» тоже значит «рот» (в смысле «устья»). Согласно переписи 1695 года,деревня Фомина стояла на Калтыке, а деревня Шиловка — на реке Шиловка. А поскольку самое раннее название Фоминой,как мы помним — «Иктусова на речке Иктус», остается прийти к выводу, что Калтык и «настоящий Уктус» (Патрушиха) это одна и та же речка с одним и тем же значением имени в разных языках. Шиловка же это приток Иктуса-Калтыка-Вязовки-Уктуса-Патрушихи (современной).

Виниус и Компания

Дальнейшая история Уктуса связана с основанием Уктусского завода и слишком хорошо известна, чтобы ее повторять. Хотелось бы остановиться лишь на удивительной фигуре думного дьяка Андрея Андреевича Виниуса.

А.А. Виниус был голландцем по отцу и фризом по матери (фризы — это германская народность, максимально близкая англичанам из всех племен континентальной Европы). В 1632 году отец А. А. Виниуса — Андреас Вениус обосновался в Русском царстве и организовал чугуноплавильные,железоделательные и оружейные заводы близ Тулы. Его сын Андрей с раннего детства был полиглотом. Помимо русского,голландского и фризского он знал английский, латинский и древнегреческий. Латыни он обучал самого Петра I.
Андрей Андреевич Виниус. Автопортрет.
Андрей Андреевич Виниус. Автопортрет.

Также в круг предметов, которым он овладел в совершенстве, входило черчение, математика и химия. Виниусы были протестантами-кальвинистами, а кальвинисты были известны своим фанатизмом, но 22 августа 1655 года случилось «странное»: патриарх Никон, (от которого, как мы помним,  на Шарташ бежали староверы) лично крестил Андрея в Москве по православному обряду. Париж, как известно, стоил мессы, а новые российские города-заводы — кальвинистской доктрины о предопределении.
История семьи Виниусов чрезвычайно показательна с точки зрения того, какие люди стояли за петровской модернизацией. Петр еще и не родился, а «план Петра» уже существовал и действовал.

В 1697 году Виниус был поставлен во главе Сибирского приказа и стал (ни много ни мало) статс-секретарем по делам царства Сибирского. Затем он возглавляет Артиллерийский приказ. Он лично следит за знаменитой переплавкой церковных колоколов на пушки, осуществляет принуждение литейщиков и учиняет физические расправы над нерадивыми.

Летом 1702 г. Виниус впервые отправляется в поездку по Верхотурскому и Тобольскому уездам и принимает решение о строительстве Уктусского завода, приятно удивленный качеством руд и изобилием лесов и «живности всякой». Впоследствии Винниус поссорится с Петром и какое-то время будет числиться в «изменниках», затем помирится, но себе не изменит никогда. Дальнейшая же история Уктуса и Екатеринбурга известна каждому уральцу и связана с именами Татищева и Де Генина.
Сегодня Уктусский район — это целый город в городе, активно развивающийся в сегменте верхне-среднего класса. Экологическое благополучие, близость к Уктусским горам — лыжной Мекке всех екатеринбуржцев, к аэропорту Кольцово и прямая связь с Центром и Юго-западом делают этот район крайне привлекательным и динамичным и все в таком роде.

А 350 лет назад полузабытые сегодня племена пытались сорвать колонизационный проект Северной Европы, известный под названием Россия. И кто знает, какой была бы судьба этих мест, да и всей страны, если бы им удалось продержаться хотя бы до начала XVIII века…  Может быть, и не было бы тогда никакого Екатеринбурга. Ведь не было же…
Вид на город с Уктусских гор
Вид на город с Уктусских гор

Фото: Ая Шафран, ЕТВ

Комментарии
9 удивительных фактов о шоу «Уральские пельмени»
События
9 удивительных фактов о шоу «Уральские пельмени»
Раскрываем секреты самого уральского юмористического шоу России.
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
События
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
Писатель, который получил премию «Большая книга» — о неуверенном в себе герое «Зимней дороги», разрушительном маятнике российского общественного мнения и роли Екатеринбурга в жизни страны и его собственной судьбе.
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
События
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
Герои фильма «Любовь без правил» не стесняются в средствах для достижения благой цели. О своей новой картине известный российский режиссер рассказал ЕТВ.
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Городские истории
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Сотрудники МЧС каждый день выручают других из беды, а между тем сами находятся в ситуации постоянного стресса. Мизерная зарплата, нехватка оборудования и другие причины, которые привели спасателя из Екатеринбурга к самоубийству.
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
События
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
Свердловский клуб лихорадит. На зимние каникулы клуб ушел, занимая «скользкую» 13 позицию, пережив подозрения в «договорняке» с «Тереком», смену тренера, невзрачную игру «звезды» Павлюченко. Подводим итоги первой части сезона.
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Развлечения
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Очередная афиша переполнена фильмами и музыкой, так что устраивайтесь поудобнее, берите календарь и начинайте планировать увлекательные выходные.
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Квартиры на 2,5 комнаты, потолки высотой в 3,4 метра, встроенная баня и подвалы для дров, вид на ипподром и стена-холодильник: Дом Энергетиков на улице Московской послужил городу мостом для перехода от конструктивизма к классицизму.
От заката до Рассветной. Страшный суд на ЕТВ
Городские истории
От заката до Рассветной. Страшный суд на ЕТВ
Сегодня речь пойдет о новых домах на краю ЖБИ. Хорошо ли живется в двух шагах от Каменных палаток и шумного карьера? Почему так долго добираться до такого близкого центра? О плюсах и минусах своего района нам рассказали местные жители.
Мэрский вид спорта. Куда побежал зимний Екатеринбург?
События
Мэрский вид спорта. Куда побежал зимний Екатеринбург?
Не успев остановиться с лета, Екатеринбург спортивный побежал зимой: атлеты в легких куртках подрезают облаченных в пуховики и шубы прохожих. Почему бегать по снегу не только модно, но и полезно — объясняет марафонец Эрик Хасанов.