Екатеринbook: роман с историей. Парк off — парк on

Почему купцам Рязановым пришлось поменять веру? Как уральский архитектор проиграл площадь идеологу коммунизма? Куда делся самолет, который был до паровоза? Обо всем этом в новой экскурсии по паркам Екатеринбурга расскажет Полина Иванова.
Жизнь дерева исчисляется десятилетиями, поэтому парки, скверы и зеленые бульвары растут вместе с Екатеринбургом. Они дышат в унисон с городом, следят за его развитием, наблюдают за общественной жизнью. Ранее мы уже рассказали о сквере Попова, дендрарии на ул. 8 Марта, Харитоновском саде и саде имени Вайнера.

Сегодня мы поговорим еще о двух парках нашего города. Первый — это огромный, недавно благоустроенный, спрятанный от улиц за бульварами и застройкой парк Павлика Морозова. Второй — маленький, выходящий на центральную улицу сад имени Энгельса с ностальгическим антуражем. Что объединяет эти два совершенно разных пространства? Как догадается наш внимательный читатель — это две исчезнувшие под зелеными насаждениями площади дореволюционного Екатеринбурга.
Бывшая Сенная площадь

Парк Павлика Морозова

Внушительных размеров Сенная площадь обозначена на плане города с 1829 года.  Здесь продавали сено, а это, как известно, продукт громоздкий, вот и торговая площадь под него была отведена соответствующая. Здесь же устраивали конные ярмарки.
Вид Сенной площади
Вид Сенной площади

На дальнем плане — здания Оравайских казарм (ныне комплекс по адресу ул. Луначарского, 215).

Площадь имела еще одно назначение — служила плацем для этого военного комплекса.

Плац

Комплекс Оровайских казарм включал в себя жилье, госпиталь и различные службы — конюшни, мастерские, кузницы. Построены они были в 1840—1850 годы по проекту архитектора Малахова (к которому мы сегодня вернемся). Оровайскими они стали в конце XIX века, когда в них расквартировали 195 полк 10 сибирской дивизии. Полк имел звание Оровайского — по имени селения, где им была одержана победа еще в русско-шведской войне. Из этих казарм полк отправлялся на Крымскую и Балканскую войны, участвовал в русско-японской войне. В 1914 году был отправлен на фронт Первой мировой, откуда уже не вернулся.

Казармы активно использовались для формирования и обучения воинских подразделений во время гражданской войны, а затем во время Великой Отечественной войны. Сегодня они являются памятником архитектуры и по-прежнему принадлежат армии. Пожалуй, это одно из немногих зданий  Екатеринбурга XIX века, с тех пор сохранившее свою функцию. 
Построение на Сенной площади
Построение на Сенной площади

Сегодня на этом месте находится «Атриум Палас отель»

На фотографии строй стоит лицом к казармам, на заднем плане Свято-Троицкий собор — единоверческую церковь, сегодня это Кафедральный собор нашего города.

Единоверческая церковь

Свято-Троицкая церковь была построена на деньги купца Расторгуева и замыкала собой одну из центральных улиц старого Екатеринбурга. Улица упиралась в Златоустовский придел церкви, поэтому получила название Златоустовская (сегодня это улица Розы Люксембург).
Вид на Свято-Троицкую церковь от начала Златоустовской улицы
Вид на Свято-Троицкую церковь от начала Златоустовской улицы

Сейчас здесь перекресток Малышева — Розы Люксембург

Сегодня из-за разросшихся зеленых насаждений в перспективе улицы почти не видно церкви.

Род Рязановых был одной из самых влиятельных купеческих династий в Екатеринбурге. Его представители не раз избирались на пост главы города и занимали его в общей сумме примерно четверть всего времени существования этой должности. Как можно догадаться, по вероисповеданию они были старообрядцы.

По легенде Рязановы имели амбиции освятить Свято-Троицкую церковь как старообрядческий молельный дом, чему всячески препятствовала власть. Храм был заложен в 1818 году и строился ровно 20 лет, пока Рязановы не решились примкнуть к менее ортодоксальному течению старообрядчества — единоверию. Единоверческой пастве разрешалось иметь свои храмы и проводить в них богослужения, однако священников «одобряли» православные архиереи.

Храм служил украшением улицы и площади до 1930-х годов, когда службы в нем прекратились, колокольня и купол были снесены. Здание один за другим занимали несколько клубов. Последний из них — клуб Автомобилистов — наиболее всего запомнился жителям Свердловска. Здесь проходили кино показы, с 1980-х — концерты рок-клуба и фестиваль «Аэлита».

Улица Розы Люксембург уходит на юг,  справа — остановка общественного транспорта,  на том же месте где и сегодня. Слева — клуб Автомобилистов — бывшее здание церкви,  лишенное основных признаков культового здания. В конце 90-х храм одним их первых в Екатеринбурге был передан церкви и отреставрирован, заново освещен в 2000 году, , но уже как православная церковь. Сегодня это Кафедральный  (то есть самый главный православный) храм нашего города. И все-таки название Рязановская церковь сохраняется за ним и по ныне.

Как площадь стала парком?

После революции Сенная площадь стала площадью Первого Мая. В первое десятилетие советской власти она активно использовалась для демонстраций, парадов и спортивных мероприятий. Однако поскольку никакой торговли здесь не происходило, большую часть времени площадь оставалась пустой. В начале 30-х годов по всему городу начали активно строиться целые ансамбли новых построек авангарда, и огромная площадь в центре города также превратилась в полигон для архитекторов-конструктивистов.

Территория Сенной площади застраивалась до 60-х годов XX века. В период первых пятилеток по северному краю площади появилось здание ФЗС (фабрично-заводской семилетки), по южному — на улице Декабристов здание промышленно-экономического техникума, а за ним третий и шестой дома горсовета (обозначены красным). Позже рядом с ФЗС строится городок военведов (комплекс домов по адресу Куйбышева, 48)  — жилье для старшего офицерского состава, расположенное неподалеку от Оровайских казарм (обозначено оранжевым). В 1957 году был построен комплекс Свердловской студии телевидения (обозначено желтым). 

Но обо всем по порядку.
Здание фабрично-заводской семилетки по Куйбышева, 48
Здание фабрично-заводской семилетки по Куйбышева, 48

Сейчас является одним из корпусов УрФУ

Такие школы создавались в промышленных городах СССР в период первой пятилетки. Это был новый, экспериментальный формат обучения. В тот момент молодое государство активно боролось с неграмотностью среди самых разных возрастных групп и одновременно старалось как можно быстрее подготовить профессиональные кадры для заводов и фабрик. Окончивший ФЗС имел сразу два образования: неполное среднее   (7 классов) и начальное специальное. Эксперимент с ФЗС закончился в 1934 году преобразованием семилеток в средние школы.

Третий и шестой дома горсовета расположены на южной стороне площади и выходят на улицу Декабристов (сегодня все десять оставшихся корпусов расположены по адресу Декабристов, 16/18). В эпоху первых пятилеток в Свердловске строятся жилые комбинаты для работников самых разных сфер. Все мы хорошо знакомы с жилым комбинатом НКВД № 2 — Городком Чекистов. Самую обширную «сеть» имели жилые дома Горсовета. Помимо непосредственно квартир у них были встроенные детские сады, продовольственные магазины, собственные котельные и бытовые корпуса.

В этот же период на остатках площади разбили парк, назвав его именем героя тех лет — Павлика Морозова. Парк был открыт в 1931 году.
В центре парка располагался памятник пионеру-герою
В центре парка располагался памятник пионеру-герою

Еще 10 лет назад здесь можно было найти пустой постамент, но после недавней масштабной реконструкции и он канул в лету. В 60-е часть территории парка выделили под строительство комплекса Свердловской студии телевидения. Обязательным атрибутом технологии телевещания того времени была высокая радиомачта.
Современный вид на парк с БЦ «Высоцкий»
Современный вид на парк с БЦ «Высоцкий»

Слева радиомачта первого телецентра (высота — 192 метра)

Свердловская телестудия была пятой в стране. 6 ноября 1955 года она впервые вышла в эфир.  В это время в Свердловске было всего около 200 телевизоров. Не очень понятно, что смотрели их владельцы, ведь телестудия была первой, установившей вещание в городе, а московское телевидение дошло до нас только через три года.

Не так давно парк Павлика Морозова пережил масштабную реконструкцию. Здесь появились детские и спортивные площадки, места для отдыха взрослых и даже для скейтеров. Парк является излюбленным местом для прогулок и времяпрепровождения горожан. Пожалуй, это тот самый случай, когда у пространства в целом все хорошо, и можно подумать об имидже, бренде и позиционировании. Что это за место в центре нашего города? Парк имени героя, чей памятник стыдно вернуть на постамент? Что из всей непростой истории этого места может служить для его идентификации?
Бывшая Малаховская площадь

Сад Энгельса

Сад имени Энгельса — небольшой зеленый «карман», выходящий на шумную центральную улицу Малышева. В его глубине начинается одноименная улица Энгельса, идущая практически от восточной границы центра до самой реки Исеть. Мало кто знает, что чуждый в общем-то нашему городу Фридрих Энгельс отобрал и сад, и улицу у ключевого персонажа истории Екатеринбурга — Михаила Павловича Малахова.

Малахов — архитектор, сформировавший облик дореволюционного Екатеринбурга. В 1815 году в возрасте 34 лет он приехал в город, чтобы служить в штате горных заводов, и фактически стал главным архитектором города. Он перестроил здание горного правления и контору Верх-Исетского завода, при нем приняли первый генеральный план Екатеринбурга. Имея за плечами Петербургскую школу, своими постройками он привнес на Урал столичный классицизм. Он строил усадьбы самым влиятельным горожанам, не забывая про себя. История появления его имени в топонимике города начинается с его загородной дачи.

Река Малаховка

Загородная дача Михаила Павловича Малахова
Загородная дача Михаила Павловича Малахова

Оригинальное здание не сохранилось — оно было снесено при расширении улицы Луначарского. Но его копия, правда, с полноценным первым этажом вместо цокольного, стоит в глубине улицы по адресу Луначарского, 173а.
На фото настоящее здание на переднем плане и его советский клон — на дальнем
На фото настоящее здание на переднем плане и его советский клон — на дальнем

С территории загородной дачи архитектора в город сбегал один из безымянных притоков Исети. Речка стала называться по имени архитектора — Малаховка. Очень скоро город разросся, загородная дача стала городской усадьбой, и речка теперь уже не вытекала с ее территории, а проходила насквозь, беря свое начало из пригородного болота (оно хорошо видно на представленном выше плане 1856 года). Квартал, из которого берет начало река, не застраивался, получив в народе название Малаховской площади. 

Со временем город рос, иссушая болота и четче определяя русла рек. Начало Малаховки оказалось не на Малаховской площади, а аж в дендрологическом парке Российской академии наук. 
План Екатеринбурга, 1947 год
План Екатеринбурга, 1947 год

На плане видно, что речка свободно течет по улицам города, мимо сада Энгельса, зоопарка и впадает в Исеть в районе Куйбышева. Имя Малахова исчезло из названия площади и улицы, однако осталось в названии реки. Таким образом, архитектор дал имя даче, дача — реке, река — площади, а площадь — улице.

По легенде, Малаховская площадь хоть и носила имя уважаемого горожанина, однако располагалась на окраине, и поэтому известна была только своими кабаками и публичными домами. По другим легендам, на площади располагался Малаховский ключ, служивший источником питьевой воды для этой части города.

Откуда Энгельс?

В 1926 году на месте Малаховской площади заложили парк Энгельса, одновременно переименовали и улицу. Речка на удивление избежала ребрединга: то ли она была слишком мелкая для такого крупного деятеля, то ли властители судеб строящегося Свердловска догадывались, что ручьи, бегущие по городу тут и там, это пережиток прошлого, обреченный на скорое исчезновение.

Сегодня парк отличается макетом паровоза, который притаился в его недрах. Первая установленная в парке паровая машина была настоящим антиквариатом 1936 года.

Жители города не оценили оказанного им доверия и превратили настоящий раритетный паровоз 1936 года в холст для граффити и, к сожалению, общественный туалет. В 2014 году в рамках обновления парка потрепанный жизнью, но настоящий паровоз был заменен на новый макет.

За год до этого жители окрестных домов с полицией останавливали его вывоз, видимо, поэтому подмена 2014 года происходила ночью. Но если вы думаете, что это самое достопримечательное, что стояло в парке Энгельса в качестве украшения, то вы ошибаетесь. Ранее в парке был самолет.

В 1977 году в качестве малой архитектурной формы в парке Энгельса поставили Ил-18. В те времена граффити еще не было, но вандалы, желающие полазить внутри, уже появились. Самолет разграбили в течение года. Вскоре на его место поставили вышеописанный паровоз, который проявил себя как гораздо более вандалоустойчивый объект. 

В последнее десятилетие сад заметно ужался. На его территории началось строительство детского кафе, которое внезапно оказалось трехэтажным комплексом под коммерческую аренду. Никакого кафе в нем нет, зато легко можно угадать архитектора по милым сердцу наших горожан фальшивым арочным окнам.
Вид на новостройку
Вид на новостройку

Яндекс.Панорамы

Сегодня парк любим и посещаем горожанами, однако ему не помешает вспомнить о своей идентичности и заявить о своей необычной истории.
Комментарии
  • Firsov Andrej, 18 марта
    На тему того, что увидели жители Свердловска в тех первых 200 телевизорах. Они увидели вот это. Первая трансляция телевидения в Свердловске. Главпочтамт. 1955 фото А. Грахова https://www.facebook.com/photo.php?fbid=390861094334198&set=a.105
Афиша не для всех: ловим нежность от Ассаи и ищем неслучайные связи
Развлечения
Афиша не для всех: ловим нежность от Ассаи и ищем неслучайные связи
Рэпер Ассаи дает концерт уже в эти выходные, в уральском филиале ГЦСИ появляются «Неслучайные связи», а в «Салют» едут Сергей Летов и Олег Шарр. Но и помимо этого в нашей еженедельной афише есть мероприятия.
DAGAMBA
Проверки на дорогах / Прочь с пути / Онкологи на доверии / Старики / В законе / Аксёнова
Владимир Гурфинкель: «Конституция — как фильм «Кубанские казаки»
Городские истории
Владимир Гурфинкель: «Конституция — как фильм «Кубанские казаки»
В Музее Ельцина громкая премьера: 12 декабря пермский Театр-Театр представит постановку #конституциярф. О творческом переосмыслении главного закона страны рассказал режиссер Владимир Гурфинкель.
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
События
Леонид Юзефович: «Маятник качается внутри нашего общества»
Писатель, который получил премию «Большая книга» — о неуверенном в себе герое «Зимней дороги», разрушительном маятнике российского общественного мнения и роли Екатеринбурга в жизни страны и его собственной судьбе.
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
События
Дмитрий Астрахан: «Ради сохранения семьи можно и бордель открыть»
Герои фильма «Любовь без правил» не стесняются в средствах для достижения благой цели. О своей новой картине известный российский режиссер рассказал ЕТВ.
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Городские истории
Уральский спасатель: «Работаем на остатках энтузиазма»
Сотрудники МЧС каждый день выручают других из беды, а между тем сами находятся в ситуации постоянного стресса. Мизерная зарплата, нехватка оборудования и другие причины, которые привели спасателя из Екатеринбурга к самоубийству.
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
События
От обороны — в нападение. Кто спасет «Урал»?
Свердловский клуб лихорадит. На зимние каникулы клуб ушел, занимая «скользкую» 13 позицию, пережив подозрения в «договорняке» с «Тереком», смену тренера, невзрачную игру «звезды» Павлюченко. Подводим итоги первой части сезона.
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Развлечения
Афиша не для всех: пробуем кино и пляшем под «Сансару»
Очередная афиша переполнена фильмами и музыкой, так что устраивайтесь поудобнее, берите календарь и начинайте планировать увлекательные выходные.
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Городские истории
Площадь эволюции. Первая «сталинка» Свердловска
Квартиры на 2,5 комнаты, потолки высотой в 3,4 метра, встроенная баня и подвалы для дров, вид на ипподром и стена-холодильник: Дом Энергетиков на улице Московской послужил городу мостом для перехода от конструктивизма к классицизму.
От заката до Рассветной. Страшный суд на ЕТВ
Городские истории
От заката до Рассветной. Страшный суд на ЕТВ
Сегодня речь пойдет о новых домах на краю ЖБИ. Хорошо ли живется в двух шагах от Каменных палаток и шумного карьера? Почему так долго добираться до такого близкого центра? О плюсах и минусах своего района нам рассказали местные жители.