Николай Грахов: бесконечная эволюция уральского эфира

Только благодаря 25-летнему юбилею Радио СИ таинственный и всемогущий, легендарный и недоступный Николай Грахов рассказал ЕТВ, как в Екатеринбурге появилась одна из первых в России независимых радиостанций.

Четверть века в эфире — это 9 130 дней вещания, 65 000 призов для слушателей, сотни ведущих. И один человек за кадром. Николай Грахов, бессменный президент свердловского рок-клуба, создатель Радио СИ, человек, который почти никогда не рассказывает, как создавал единственную за пределами МКАД радийную империю.  

— Радио СИ делали несколько энтузиастов. Каждый из них внес какой-то вклад: нужны были аппаратура, время, знания — надо было понимать, как делать радио. И я знал. 

— В конце 80-х я часто ездил в разные страны. В Европу, в США — на разные конференции и фестивали, выступал там, писал статьи. Тогда ведь всех интересовало, что происходит в Советском Союзе, какие возможности у нас открываются, как их можно использовать, приходя на наш рынок. Но источников информации не было — только экспертов каких-то пригласить. А я был одним из лучших экспертов, потому что свердловский рок-клуб — один из главных в стране. Поэтому меня приглашали, тем более, что я на английском говорил. 

— Я много разговаривал с людьми, видел, как организовываются на Западе концерты, как радиостанции живут: сколько людей работает, что происходит, какую музыку ставят. И мне было ясно, что делать. 
— Когда все начиналось, мы в этом городе все друг друга знали. Григорий Александрович Гилевич был первым ведущим, вместе с Галей Мигачевой, которая сейчас, кстати, в США. Я занимался тем, что знал, — музыкой.

— Музыку мы собирали из разных источников. И ее всегда не хватало. Особенно свежей музыки. Помню, я поехал на фестиваль в Остин, штат Техас. С рюкзаками. У всех, кого мог, просил компакт-диски. На обратном пути оказался в Нэшвилле, на местной радиостанции. И такая братская любовь у нас получилась, что даже подписали меморандум о дружбе. А потом был Нью-Йорк и интересные магазинчики комиссионные, в которых можно диски дешево купить. Их производители рассылали по радиостанциям, как промо (коробочки были пробиты, чтобы их отличать). Но люди, которые их получали, несли в комиссионки. 

— Когда я приехал в Нью-Йорк, то подумал — не все возможности еще использованы. И стал звонить в представительство студий Sony, Universal: «Ребята, я из Екатеринбурга, Россия, мы открыли радиостанцию, нам нужны свежие записи — вы же их рассылаете, дайте и нам. В ответ слышал: «Но у нас же нет дистрибуции по России». На что я отвечал: «Но через несколько лет ведь будет, а мы для вас почву как раз подготовим». В итоге приезжал и отбирал все то, что интересно. 
— Сейчас у нас станций много, поэтому я стараюсь не заниматься текущей работой, а возникать тогда, когда требуется вмешательство. Да и 25 лет — серьезный возраст, радиостанция — самостоятельный организм. 

— Первые ведущие набрались сами. А потом уже тестирование пошло. Григорий Александрович [Гилевич] с ними работал. Потому что первое — это голос. А второе — опыт. И главное: надо пробовать и учиться тому, что у меня, например, не получается: сказать больше за очень короткое время. 

— Я на любую московскую радиостанцию прихожу, подбегают, здороваются: многие, кто работал у нас, теперь в других эфирах. Потому что, поработав на Радио СИ, можно получить работу везде.  
— Мы с самого начала делали Радио СИ. И это благодаря моему опыту, полученному в Америке, — там все станции локальные: нельзя представить, чтобы в Лос- Анджелесе вещала радиостанция из Нью-Йорка. И мы пошли по этому же пути, тем более что федеральных радиостанций в момент нашего рождения практически не было.

— Надо работать каждый день. Надо конкурировать. Это 25 лет назад в Екатеринбурге было две радиостанции. Сейчас — 37. Но тем не менее, Радио СИ и сегодня хорошие позиции занимает. Во-первых, мы понимаем, что надо не ограничивать себя, поэтому работаем с разными форматами на разные аудитории. И, в тоже время, используем наработанный годами опыт. Неслучайно Радио СИ есть и в других городах. И это — уникальная ситуация: такого количества местных радиостанций нет нигде, кроме Екатеринбурга. Но у нас и рок-клуб был уникальным. 

— Мы начинали в цирке. Почему? Были антенны и передатчики, которые стояли на вышке. Линий связи с передающим центром не было. Аппаратуры профессиональной не было. А в цирке были профессиональные магнитофоны — на них мы записывали программы, потом перегоняли их на магнитофонные ленты и везли на передающий центры, откуда они шли в эфир. Прямой эфир появился только через год — в 1993.  
— Сначала мы вещали не на FM, а на УКВ (ультракороткие волны), потому что в Советском Союзе только они и были. И FM-передатчиков не было. Тот, который начал вещать на частоте 103,7, — немецкий: после событий в Германии в 90-х годах некоторое их количество оказалось в крупные городах, в том числе, несколько — в Свердловске. 

— Рекламный рынок был смешной. Люди не понимали, зачем им это надо. Первыми появились какие ларечники в трениках, в адидасах. Говорили: «Хочу чтобы про мой ларек рассказали». Или, например, приезжал мой знакомый: «Нам нужны эти, которые на машинах едут. Надо, чтобы они услышали и приехали. Услышали и прямо ко мне». 

— У каждого из слушателей есть свои личные пристрастия. Но, при этом, каждому хочется создавать себе комфортный фон. Даже молодежь не сама себе музыку подбирает: есть, например, специальные группы «В контакте», где некий специалист собирает то, что надо. Не будут обычные люди сами перебирать огромное количество источников, чтобы создать себе тот самый фон. А радиостанция это делает. Плюс необходимые сервисы, огромное количество информации.  
— Некоторые хозяйки под Радио СИ супы варят. Это очень удобно: ровно 15 минут, последняя четверть часа — «Золотая коллекция Радио СИ». 

— Радио СИ —это не только музыка, но и настроение. У нас есть слушатели, которые все 25 лет с нами. Есть такие, кто уходил, но потом снова вернулся. 

— В наше время все вокруг меняется. А на 103,7 — все стабильно.  
Комментарии
ТВ просто космос! Как устроено спутниковое телевидение
События
ТВ просто космос! Как устроено спутниковое телевидение
Экран показывает вам свежие новости из мира спорта и карту дорожной загруженности. SMS напоминает о начале фильма, герои которого выглядят как живые. Как это чудо рождается из нулей и единичек? Изучаем механизмы телевидения из космоса.
Глубокое погружение. Театральный эксперимент в уличных декорациях
События
Глубокое погружение. Театральный эксперимент в уличных декорациях
Что будет, если в полуторачасовом шоу соединить театр, кино и музыку? Александр Петров вместе с группой Ocean Jet показали, что значит #Зановородиться.
Моя большая грузинская свадьба
События
Моя большая грузинская свадьба
Открытые двери домов и «пешеходное» вождение, горные пейзажи и морские красоты, ркацетели и генацвали — жительница Среднего Урала влюбилась в Грузию. И даже вышла замуж.
Дина Рубина в прямом эфире
Космонавты альтернативной сцены: Stigmata вернула Екатеринбургу 2007
События
Космонавты альтернативной сцены: Stigmata вернула Екатеринбургу 2007
Сентябрь горит уже десять лет, и в екатеринбургской «Свободе» подросшие фанаты Stigmata в голос кричат вместе с вокалистом любимые песни. ЕТВ вернулся в тот-самый-2007 и рассказывает, как это было на самом деле.