Культ досуга. Драма из магазина

Главный театр в Екатеринбурге появился позже других и занял помещения Торгового дома. В стенах современного здания до сих пор хранится история тех дней. Приглашаем на экскурсию по прошлому и настоящему с Полиной Ивановой.

Мы продолжаем рассказ об истории культовых заведений Екатеринбурга. Ранее мы побывали в Театре оперы и балета, Доме офицеров и Дворце пионеров. Теперь пришел черед познакомиться с театром, который стоит на берегу Исети.

История драмы

Как сказано в одной популярной книге, «в начале было слово». Драматический театр — один из старейших жанров театра, который только есть. Здесь основой спектакля является литературное (а не музыкальное) произведение, а основным выразительным средством актера — речь, а не танец и выразительность голоса, как в театре оперы и балета.

Такой повествовательный театр всегда был коротким путем к сердцу простого человека — в античном Риме представления рассказывали о богах и героях, а в средние века в Европе ставили мистерии о житиях святых, чтобы неграмотный народ мог узнать библейские сюжеты.

Картина Васнецова «Скоморохи»
Картина Васнецова «Скоморохи»

Скоморохи — бродячие артисты, создававшие первые передвижные театры в России. В их полуигровых-полумистических представлениях церковь видела языческие корни, поэтому пыталась изжить театры вплоть до XVII века. Театр «импортировали» в Россию из Европы как модную забаву для дворян. Только во время становления дома Романовых стали появляться крепостные и придворные театры, вошли в моду гастроли иностранных трупп.

Однако от народа театр долгое время был очень далек. Основными жанрами были опера и балет, разделение на драматический и музыкальный театр произошло только в начале XIX века. Появляющиеся буржуа и горожане также начали интересоваться театром. Драматические произведения писали признанные отечественные литераторы — Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Афиша театра «Синяя блуза»
Афиша театра «Синяя блуза»

В конце XIX и начале XX века театр стал отходить от своих классических форм и искать новые способы выражения. На рубеже веков, а особенно после 1917 года, стали появляться самые разные эксперименты. Представление стало выходить на площади, на праздники и митинги, включая в себя зрителей, делая их участниками. После окончания культурной революции в 1930-х искусство вновь обратилось к классике, в том числе к признанным драматическим произведениям.

История Городского театра

В Екатеринбурге театр тоже набирал популярность — представления гастролирующих трупп проходили сначала в здании горного госпиталя (сегодня — музей ИЗО на Воеводина, 5), а с 1845 года в первом театральном здании — Каменном Городском театре, специально построенном на проспекте Ленина, 43. Инициатором строительства выступил главный горный начальник В. А. Глинка. Средства на его постройку жертвовали городские купцы, «золотыми спонсорами» стали купцы Рязановы.

Старая Драма

Итак, к 1930-м годам город подошел без драматического театра. Остался Оперный, открылась Музкомедия, первый городской театр переоборудовали в кинематограф. Драмы до сих пор не появилось.

В 1929-30 годах в Екатеринбурге работал передвижной театр «Красный Факел», основанный в Одессе в 1920 году. После развлекательное заведение обрело свою постоянную сцену в Новосибирске, где находится и поныне. В нашем же городе появилась публика драматического театра, и стала очевидна необходимость его создания.

По адресу ул. Вайнера, 10 стоял огромный торговый дом — магазин А. Ф. Второва в стиле модерн. В 1929 году это строение, плотно впаянное в старую застройку, переделали для нужд нового Театра драмы.

На фотографиях выше — вид улицы Вайнера. Торговый дом Второва перестроили в драматический театр.

Сохранились также фотографии со стороны ныне застроенного сквера перед «Пассажем». На дальнем плане здание торгового дома Второва, на втором фото — конструктивистский театр, в который его перестроили.

В архивах осталось еще немало документов и старых снимков, которые рассказывают историю будущего театра.

Быстрыми темпами к 1 октября 1930 года подготовили первый спектакль «Первая конная» про конармию Буденного. Эту пьесу написал Всеволод Вишневский, который сам был профессиональным военным. Репетировали всего месяц. В постановке были задействованы профессиональные артисты из Москвы и «Красного факела», заслуженные люди, которые давно работали в театре со «старорежимной» классической школой.
Юлия Квачева,
специалист информационно-издательского отдела Театра драмы, зав. музеем

В первые сезоны здесь ставили современные спектакли: «Любовь Яровая», «Гибель эскадры», «Платон Кречет». Была в репертуаре и классика: «Горе от ума», «Женитьба Фигаро» и «Отелло».

Во дворе бывшей усадьбы стояло общежитие для артистов, в комнатах и гримерках внутри самого театра иногда тоже жили. Был даже небольшой театральный городок — общежитие на Шарташской — два трехэтажных дома со столовой, кочегаркой и магазином. Там жили артисты и другие работники театра.
Юлия Квачева,
специалист информационно-издательского отдела Театра драмы, зав. музеем

Театр находился здесь до 1990-х годов, пока на набережной городского пруда не появилось новое большое здание (Октябрьская площадь, 2). В старом оставались мастерские художников, пока в конце 1990-х не случился сильный пожар. После него здание во второй раз тотально перестроили — обратно в торговый центр, но уже современного вида и с надстройкой двух этажей.

Сегодня о первом здании Театра драмы напоминает только фасад по улице Вайнера, встроенный в новый торговый комплекс из стекла и бетона. Да еще название ближайшего переулка — Театральный.

Новая Драма

Драматический театр в Свердловске успешно развивался и скоро перерос небольшое здание на Вайнера, 10. В 1970-х годах необходимость нового здания была очевидна. В это время в городе рядом местом, которое когда-то называлось Тимофеевкой набережной, создавалась новая площадь. Ради нее сносили старую застройку дореволюционного Екатеринбурга.

Проект застройки площади
Проект застройки площади

Здание Обкома партии, Театр драмы и благоустроенная набережная. За Октябрьской площадью — новый микрорайон Центральный

Была идея остаться на прежнем месте, на Вайнера: снести старое здание и на его месте построить новое. Потом прикинули, что там было бы очень мало места, и мы бы страдали невероятно. С этим сейчас сталкиваются старые столичные театры — чтобы подвезти декорации им нужно заранее договориться с жителями окрестных домов, иначе фурам с реквизитом не пройти по узким улочкам.

Место строительства театра выбрали очень удачно: стоящее на берегу пруда здание визуально и концептуально оказалось в центре города. Правда, это решение было рассчитано на перспективу развития — Октябрьская площадь только недавно стала восприниматься как центр. Сначала-то мы только мечтали добиться, чтобы появилась остановка «Драмтеатр». Сегодня здесь уже появляются другие культурные площадки, например, Ельцин Центр.

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы
Строительство Облсовета
Строительство Облсовета

На заднем плане видны крыши и дворы дореволюционных домиков

Проект театра был создан московскими архитекторами и входил в ансамбль Октябрьской площади. Предполагалось, что здание станет многофункциональным зрелищным залом — помимо драматического театра его мог использовать для своих мероприятий обком партии, находящийся рядом.

С этим театру повезло — теперь он имеет большую сценическую площадку. Не каждый московский и питерский театр имеет такую гигантскую сцену. Правда, такое больше пространство очень тяжело освоить художнику и режиссеру. Есть легенда о подземном ходе между театром и обкомом, но его никто из работников театра не видел.

Я считаю, что с архитектурной точки зрения проект сделан очень классно. Он отражает свое время (имеется в виду его первоначальный внешний вид, а не нынешнее остекление). Эти вертикали, которые отражались в воде с обратной стороны пруда.

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы
Здание театра заложили в 1977 году, в год 60-летнего юбилея Октябрьской революции.
Построенный Театр драмы
Построенный Театр драмы

Строительство нового здания затянулось на 13 лет. Сначала нужно было расселить жителей домов на месте будущей Октябрьской площади, и это представляло собой серьезную проблему. Строительство завершилось только в 1990 году, и «дворцом съездов» театр побывать не успел.

Переезд оказался обычным делом — здесь недалеко мы собирали декорации, грузили на машины и отвозили, расставляли в новом театре. Театр успел нажить огромные фонды с 1930-х годов. К открытию нового здания поставили классическое произведение «Вишневый сад». Нам важно было открыть первый театральный сезон в новом здании не концертом или митингом, а серьезной постановкой.

История получилась обычная, но это и замечательно! Никаких подвигов и авралов не было. Мы продолжили работать в новом здании. Конечно, осталась печаль по старому зданию, мы привыкли к нему, и оно было более камерное, более человечное. Но сегодня и это здание стало нам как вторая кожа, мы приспособились к его масштабу по театру, числу зрителей. При таких гигантских пропорциях мы смоги найти здесь уют. Здесь есть место для роста, помещения становятся все лучше, техники все больше. Кажется, история этого здания выстраивается. Самое главное в театре — за это время успели выстроить цеха и наиболее важный из них — актерский цех. В нем работают люди еще из старого здания, есть преемственность, и это замечательно.

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы

Главный фасад здания украсили монументальные деревянные барельефы, выполненные скульптором Степановым. Сегодня они скрыты за новым стеклянным фасадом театра.

Драма современности

img32.jpg

Сегодня Свердловский драматический театр продолжает свою творческую жизнь. О его истории и о том, как устроен современный театр драмы, нам рассказали специалист информационно-издательского отдела Юлия Квачева и главный художник Владимир Кравцев.

Фойе

Пространство, которое встречает зрителей, — фойе театра. На первом этаже находятся гардероб и вход в зрительный зал малой сцены, на втором — зрительный зал большой сцены, буфет и небольшая экспозиция, рассказывающая о театральной труппе.

Малая сцена

Малая сцена — камерное пространство, но в архитектурном проекте здесь тоже был предусмотрен вращающийся круг, очень маленький, я прямо не знаю, что бы мы с ним делали. Я попросил убрать его и взамен сделать трюм. Мы договорились, проект даже изменили, убрали круг. Но трюм так и не появился.

Малая сцена заработала в 1992 или 1993 году, когда был первый фестиваль «Коляда Плейз», и мы собрались и решили сделать что-то камерное. С Колядой мы поставили спектакль «Корабль дураков», там в конце все актеры прыгают в люк сцены и уходят в воду с головой. Когда мы возили этот спектакль на гастроли в Москву, в театр Современник, там не было таких технических условий. Чтобы поставить спектакль, мы ночью перед спектаклем выпилили кусок сцены, все туда замечательно прыгали, но от дирекции нам, конечно, попало.

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы

Большая сцена

Большая сцена Драматического театра. Вид в зал и из зала, рассчитанного на 800 мест.

Здесь на сцене был огромный круг, его пропорции были грандиозны, и он уходил даже за порталы. Внутри этого круга были еще и подъемные механизмы. Часть круга могла уходить под сцену, там ставились декларации и поднимались наверх. Мы это использовали только в каких-то концертах, ведь если сделать это в спектакле, на гастроли потом с этим не уедешь.

Круг перестал работать, наверное, года четыре назад. Но от этого ничего не изменилось. Теперь эта площадка идеально ровная — раньше все было в стыках, между подъемниками были огромные зазоры.

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы

Бенуар в большом зале — довольно необычная для театра возможность выйти из зала на сцену. Видимо это рудимент того самого Дома советов, и сейчас никак не используется.

В карманах сцены хранятся декорации к разным спектаклям. «Мы можем позволить себе практически не разбирать декорации — монтировщики просто прячут их в карман, — рассказывает Владимир Кравцев. — В этом отношении, конечно, нам очень повезло».

Трюм

Огромная сцена театра имеет такой же масштабный трюм. Сегодня здесь скрывается оркестровая яма и те самые поворотные и подъемные механизмы. Полноценная оркестровая яма позволяет использовать зал для концертов и музыкальных постановок.

img105.jpg

В проекте также была заложена звонница, чтобы воспроизводить живой звук колоколов. В Александринке в Питере единственное место, где остались звонница, — это оркестровая яма. Обычно она закрыта, ее используют как трюм для постановок.

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы

Были запроектированы самые новые на тот момент сценические технологии, высота механизмов была сопоставима с высотой трехэтажного дома. Это дань времени, тогда так строили, с таким упоением. В последний раз механизмы сцены использовали лет десять назад в премьере спектакля «Мэри Поппинс». Сегодня эта техника не работает, да и потребности такой нет.

Во-первых, ее эксплуатация связана с большими расходами, во-вторых, сейчас есть другие сценические решения, в декорациях больше условностей. И потом, большие механизмы мешают вывозить спектакль на гастроли.Сегодня это просто памятник инженерной мысли. Но это пространство позволит в будущем сделать более новое, быстрое оборудование сцены.

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы

Цеха

В театре работают цеха по производству декораций, бутафории и всего необходимого.

Декорации и настоящие раритеты

В театре с богатой истории не всегда удается отличить антиквариат от декорации, а иногда сама декорация становится предметом истории.

«Эти часы не антиквариат, а часть старой декорации. Их беспощадно использовали, и сейчас часы на реставрации», — рассказывает Владимир Кравцев.

Два зеркала — одно висит на служебном входе, а второе в швейном цеху — достались театру еще от торгового дома Второва. Эти зеркала и несколько кресел стояли в кабинете у директора этого магазина. Их использовали в старом театре как декорации, потом перевезли сюда. А в коридоре театра висит рама от рояля, которую использовали в первой постановке «Полонез Огинского».

Владимир Кравцев,
главный художник Театра драмы

Мастерская художника

Самым потрясающим местом в театре для нас стала мастерская главного художника Владимира Кравцева. Он служит в театре уже 37 лет, на его счету более 100 спектаклей, которые он готовил как художник-постановщик. Владимир Анатольевич участвует в создании спектакля на всех этапах — от почти абстрактных первых эскизов сценографии до деталей декораций и костюмов. Его мастерская — центр этой театральной вселенной.

«Театру драмы, да и городу очень повезло, что построили новое здание, — замечает Владимир Кравцев. — Это еще оценят. Драматический театр самый главный — если есть театр драмы в городе, значит, с городом все нормально».

Комментарии
Культ досуга. Сумасшедшее прошлое свердловской Музкомедии
Городские истории
Культ досуга. Сумасшедшее прошлое свердловской Музкомедии
Свердловский театр легких жанров поселился в здании первого городского кинотеатра, который открыл француз, и клуба Приказчиков. Бродим по закулисью и разглядываем прозрачный рояль с Полиной Ивановой.
Культ досуга. Бродячий Театр юного зрителя
Городские истории
Культ досуга. Бродячий Театр юного зрителя
Как свердловский ТЮЗ строила династия Ананьевых, зачем на самом деле понадобился фонтан около здания, какие суеверия до сих пор живут в театре и, наконец, откуда здесь взялись корабельные доски и морские узлы? Обо всем с Полиной Ивановой.
Культ досуга. Философия филармонии
Городские истории
Культ досуга. Философия филармонии
У свердловского дома для влюбленных в музыку непростая судьба. Сначала здесь собирался весь свет города, потом развлекал нэпманов Маяковский, и, наконец, тут поселился оркестр. Погружаемся в недра органа и создаем струны с Полиной Ивановой.
294! Телемарафон в День города
Культ досуга. Ода ОДО
Городские истории
Культ досуга. Ода ОДО
Очередное произведение конструктивизма, дом работников народного просвещения в Свердловске, превратили в Дом офицеров, обогатили элементами ампира и даже укрепили на фасаде барельеф Сталина, который тайно держался там годами.
«Молодёжка» о новом сезоне. Влад Канопка и Игорь Огурцов
Культ досуга. Дворец для староверов и пионеров
Культ досуга. Дворец для староверов и пионеров
Самое роскошное здание дореволюционного Екатеринбурга, построенное купцами Харитоновыми и Расторгуевыми, досталось детям. Когда-то пионеры делали здесь кирпичи и мыло. Прошлое и настоящее Дворца Пионеров исследует Полина Иванова.