Мастрид про «Мадрид»

Более миллиарда рублей придется вложить в легендарную гостиницу, чтобы привести ее в чувство. Возможные инвесторы приценились к великому прошлому «Мадрида» и прикинули, сколько можно заработать на уралмашевском мифе.
Авторы:Ая Шафран
Растерявший свое былое великолепие, «Мадрид» стоит в сердце Уралмаша, как памятник самому себе в былые годы. Гордое имя испанской столицы носит ныне пустующая гостиница, памятник всероссийского значения, построенный в уникальном стиле обогащенного конструктивизма в 30-е годы XX века. Руку к проекту приложили звезды сталинской архитектуры Моисей Рейшер и Петр Оранский. 

Свое имя уралмашевская гостиница получила благодаря гражданской войне в Испании: уральцы думали, что в новом здании можно будет при необходимости поселить эвакуированных борцов за свободу, однако этого не случилось. Сколько-то гостиница прослужила как женское общежитие, в годы Великой Отечественной войны превратилась в госпиталь, а затем ей вернули функцию жилья. В девяностые гостиницу сдавали под бизнес бесконечным коммерсантам, которые, не сильно заботясь о сохранении исторического наследия, переделывали интерьеры "Мадрида" в своем вкусе. В 2012 году отсюда съехал последний арендатор, и гостиницу законсервировали.
«Мадрид» в молодости
«Мадрид» в молодости

Фото: photo-gallery.su

Но вот на днях «Мадрид» прошел государственную экспертизу, результаты которой отправили в федеральное Агентство по управлению и использованию памятников культуры. Оттуда бумаги вскоре попадут в Минкульт. Это означает,  что в ближайшее время «Мадрид» можно будет выставить на аукцион: застройщики смогут побороться за право взять его в аренду на 49 год. Если,  конечно,  найдутся желающие.

По этому поводу уралмашевское сообщество в сотрудничестве с властями Орджоникидзевского района решило обдумать дальнейшую судьбу «Мадрида». В старый ДК «Уралмаш» (нынче там размещаются Центр культуры «Орджоникидзевский» и Екатеринбургская академия современного искусства) пришли официальные защитники памятников, архитекторы, историки и, самое главное, представители потенциальных инвесторов. 
img_7425.JPG
Вячеслав Трапезников, Тимур Абдуллаев и другие участники обсуждения
Фото: ЕТВ
По моему опыту,  такие крупные проекты, как «Мадрид», можно реализовать только сообща. У нас уже есть подобные истории успеха: это Белая башня, которую «Подельники» подняли на чистом энтузиазме. В моем личном рейтинге «Мадрид» всегда занимал почетное второе место после Башни, это здание обязательно должно сохраниться. Это настоящее «место силы» Уралмаша, оно имеет и культурный, и коммерческий потенциал. Это подтверждается тем, что застройщиков не пришлось долго уговаривать прийти на этот круглый стол. Очевидно, что государство не может и не должно обновлять все памятники, это должен сделать инвестор. Важно не просто восстановить стены, то и вернуть сюда жизнь, социальную функцию.
Вячеслав Трапезников,
глава администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга

Тайны «Мадридского» двора

Но даже после столь вдохновляющей речи главы района девелоперы в ладоши не захлопали. Скепсиса им добавило выступление представителей регионального Агентства по охране памятников и свердловского Управления госохраны объектов культурного наследия. Они внесли в вопрос ясность, рассказав о нелегких условиях, с которыми придется столкнуться инвестору.

Одни только работы по реконструкции приблизительно оцениваются в 800 000 рублей, причем без учета цены проектирования. Компании-инвестору придется для начала разработать эскизный проект и внести залог — 30% от всей стоимости проекта. На разработку проекта восстановления памятника и его госэкспертизу дается всего два года, а потом — семь лет на проведение работ. Использовать гостиницу в коммерческих целях можно будет только по окончанию всех работ на объекте. Кроме того, у «Мадрида» определен объект охраны (это пространственный объем здания и вся планировка, кроме первого этажа), но нет утвержденных зон охраны, а это значит, что инвестору придется заказывать и их подготовку. Нет ясности, что можно строить около гостиницы и есть ли такая возможность вообще. Также присутствующие дали понять, что столь знаковому объекту, как «Мадрид», должно найтись не только коммерческое применение.
Пока у нас нет реальных примеров, когда у архитектурных памятников начинается новая жизнь после того, как там пройдет биеннале или крупная конференция. Нет рабочего рецепта, поэтому так важен пилотный проект. Просто коммерческое использование объекта культурного наследия — это меньше, чем хотелось бы. Важно дать что-то городу, чтобы не делать «Мадрид» чьим-то приватным коммерческим объектом. Я недавно был в Марселе, в первом жилом проекте Ле Корбюзье. И это здание живет, из него не вымыта изначальная функция. Там есть и гостиница, и апартаменты, а часть открыта для публичного посещения.
Тимур Абдуллаев,
главный архитектор Екатеринбурга
Как можно будет использовать «Мадрид» после реконструкции? Общественники настаивают на его социальной функции. Например, руководитель культурных программ ГЦСИ Екатеринбурга Дмитрий Москвин заранее опубликовал в соцсетях свой манифест: в будущем он видит гостиницу как точку сборки уралмашевской идентичности. Например, здесь можно открыть информационно-туристический центр с апартаментами для туристов, музей индустриальной эпохи и музей истории эвакуации.
Уралмаш становится туристическим объектом, в первую очередь, для иностранцев. Летом я много раз водил здесь экскурсии для немцев, французов, американцев. Все реагируют очень позитивно. Китайцам достаточно сказать: «Здесь стоял Мао Дзе Дун», и они в восторге. «Мадрид» мог бы стать центром формирования таких экскурсий.
Дмитрий Москвин,
руководитель образовательных программ ГЦСИ
Культурологический раж не особенно впечатлил присутствующих представителей застройщиков: гендиректор компании PRINZIP Геннадий Черных отметил, что предложение не внушает ему жуткого оптимизма“. И хотя проект показался ему интересным, условия работы с Мадридом“ вызывают у него большие сомнения. Очевидно, что в реконструкцию здания придется вложить миллионы, при этом девелопер получит его не в собственность, а лишь в аренду на 49 лет. 

«Это длинные инвестиции, и в сегодняшней ситуации такой расклад не вызывает оптимизма. Где дополнительные гарантии на возвращение затрат? — посетовал он. — Сейчас даже гостиницы в центре города не обязательно успешны, апартаменты же — и вовсе необкатанный формат. Их продают как псевдожилье, но в случае с "Мадридом" это невозможно. Мы изучили рынок офисов на Уралмаше — их экономика близка к нулю. Я считаю, что такой проект не может состояться без софинансирования государства. Например, кредитования застройщика на льготных условиях».
img_7486.JPG
Исторический потолок, который не удалось спрятать за новым
Фото: ЕТВ
К коллеге присоединился и первый заместитель гендиректора «Форум-групп» Сергей Мямин:
Любой сложный проект начинается с идеи. И если это памятник, нужно четко понимать, где бизнес, а где благотворительность. Не стоит уходить в крайности и думать, что музыкальная школа решит все вопросы. Или, может быть, администрация Орджоникидзевского района захочет переехать в более представительное здание и займет «Мадрид»? В любом случае, нужен симбиоз бизнеса и государства, частно-государственное партнерство. С этим объектом придется очень сложно. Конечно, хочется все сохранить, но чтобы осовременить формат, придется что-то трогать. Даже на обычной стройке согласования кажутся бесконечными, , а на памятнике их объем вырастает вдвое.
Сергей Мямин,
первый заместитель гендиректора «Форум-групп»
Будущее "Мадрида"

Острый вопрос обсудили эксперты в студии ЕТВ

Сколько стоит идентичность

Убийственные доводы застройщиков, которые, казалось бы, подписали Мадриду“ приговор, было нелегко перевесить. И все же веру в успешность уралмашевской гостиницы как коммерческого проекта удалось внушить главному архитектору города, который заметил: бессмысленные квадратные метры сейчас стоят недорого, другое дело — знаковый объект с историей. Сейчас спрос на идентичность, многие пытаются выдумывать ее из ничего, создавать псевдоконтекст, когда настоящий уничтожен. Я выступаю за интегральное измерение — капитализацию через идентичность“.

Неожиданно к мнению Тимура Абдуллаева присоединилась и руководитель управляющей компании Атомстройкомплекс“ Алена Архипова, которую не испугали обещанные сложности с памятником. «Я занимаюсь управлением комплексами апартаментов в Екатеринбурге и могу сказать, что мы наблюдаем стабильный спрос на их долгосрочную аренду. Кроме того, во время Ночи музеев“ мы заметили спрос на историзм. Я вижу здесь возможность создания музейной зоны, которая будет интересна иностранным туристам, апартаменты на 2 и 3 уровнях здания, залы-трансформеры, возможно, что-то еще». 
С этой речью опекуны «Мадрида» увидели свет в конце тоннеля, яркости которому добавили слова замглавы екатеринбургского ГЦСИ Анны Пьянковой о том, что именно в уралмашевской гостинице, скорее всего, пройдет следующая Уральская индустриальная биеннале 2017 года. Историк Сергей Каменский, занимающийся популяризацией соцгорода Уралмаш и недавно назначенный директором Музея истории Екатеринбурга, также заострил внимание собравшихся на мощной идентичности района, способной окупить даже такой затратный проект, как оживление «Мадрида».
Я полтора года исследовал Уралмаш и могу сказать: «Мадрид» — это не просто архитектурная, но сильная человеческая история. Сюда приезжали первоклассные специалисты со всей страны, потому что здесь были ресурсы. Уралмаш — это мировой бренд, завод поставлял свою продукцию в 67 стран мира, здесь были все новейшие технологии. И хотя сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что район считают криминальным местом (что давно не так), здесь существует сильное сообщество, которое окажет проекту поддержку. Самый мощный ресурс — это туризм, здесь можно рассказывать историю про то, как в лесу построили город будущего. На Уралмаше возможно все!
Сергей Каменский,
популяризатор Уралмаша, директор Музея истории Екатеринбурга
Хотя будущее легендарной гостиницы писано вилами по воде, поборники уралмашевского процветания уже строят смелые планы на будущее, намекая, что следующим проектом ревитализации станет здание, известное как «старый ДК» — бывшая фабрика-кухня, приютившая теперь ЕГАСИ и ЦК «Орджоникидзевский».
Естория. Заводчики домашних животных
Городские истории
Естория. Заводчики домашних животных
Завсегдатаи кошачьих и собачьих выставок и владельцы питомников из Екатеринбурга рассказали, зачем все это нужно.
Екатеринбург другими глазами: «У вас мало простора»
Городские истории
Екатеринбург другими глазами: «У вас мало простора»
Компактность уральской столицы не всем по нраву. Почему итальянка при любой возможности сбегает за город, узнавал ЕТВ.
Культ досуга. Пристанище культурной молодежи
Городские истории
Культ досуга. Пристанище культурной молодежи
Попавшие в воронку «трудовых резервов» свердловчане находили время для творчества. Под свои интересы талантливая молодежь построила целый дворец, который многие годы оставался центром политической, культурной и спортивной жизни города.